Кириллов находится вдали от федеральных трасс, всего в 100 км от ж/д станции Череповец и в 129 км от столицы Вологодчины – Вологды. Население – немного больше 7000 человек. Маленький город, тем не менее это одна из гордостей Вологодской земли. Кириллов вырос из подмонастырской слободы вблизи Успенского Кирилло-Белозерского мужского монастыря, основанного преподобным Кириллом Белозерским в 1397 году. Городом стал только в 1776 году при императрице Екатерине II.
До Кириллова из Череповца можно добраться на автобусе. С погодой не крепко повезло – накрапывал дождь. Дорога проходила по мостам через реки Ковжа, Шексна, Северо-Двинский канал.
В Кириллов заехали по отличной асфальтированной дороге. Здесь автовокзал, пусть и скромный: кирпичный, двухэтажный советской постройки, но все-таки есть. Рядом с ним – здание 1954 года постройки, где продают мебель, линолеум и ковры. Напротив автовокзала, на самом берегу Сиверского озера - Кирилловский хлебокомбинат, одно из важнейших предприятий города и Кирилловского Райпо. Оттуда доносился запах свежего хлеба, как когда-то в эпоху моего счастливого детства.
В том же здании, что и автовокзал находился небольшой магазинчик. Это не такой, какой мы привыкли видеть в мегаполисах, здесь нет кассы самообслуживания, тут витрины с полками, а товар тебе выдает прекрасная продавщица. Магазины, которые беспощадно уходят в прошлое… а ведь в них есть изюминка, ностальгия по уходящим годам.
В магазинчике не протолкнуться. Другая женщина только занесла лотки со свежим хлебом и выпечкой. Надо полагать, с соседнего предприятия. Люди брали местный лимонад, сосиски в тесте и… беляши.
Признаться, от разнообразия хлебобулочной продукции несколько растерялся. Такой аромат стоит! Все же, собравшись с мыслями, я выбрал, чем буду завтракать: местным йогуртом, сосиской в тесте и беляшом, а на закуску и домой местный лимонад.
О Кирилловском Райпо я наслышан – продукция, производится в Кириллове, и она пользуется повышенным спросом. Особенно это кирилловская колбаса и лимонад. Кирилловский лимонад является своего рода визитной карточкой города. Напиток начали разливать еще в 1946 году в Казанском соборе города Кириллова – в свое время там располагался винзавод, где помимо лимонада выпускался очень популярный Кирилловский вермут, а затем – клюквенное вино, необычайно востребованное среди туристов. Лимонад делают по стандартам ГОСТ 28188-2014. Срок годности «Кирилловского» лимонада в стекле – 20 дней.
С лимонадом покончено. Стоя на берегу Сиверского озера и смотря на Кузнечную башню Кирилло-Белозерского монастыря, я уплетал беляш. Мама дорогая, какой же он вкусный! Никогда не думал, что от него можно получить такое наслаждение. Сочный, свежий, прямо тает во рту, как M&M’s, пальцы можно было прикусить от удовольствия. Я почувствовал себя ребенком, получающий кайф от, казалось бы, незначительного повода. Это что-то. Мне захотелось еще беляша. И незамедлительно отправился в тот же магазин.
- А что больше нет беляшей?
- Да, их разбирают мгновенно! – подтвердила продавщица.
Грустно, хотя объяснимо. Нужно все-таки было брать несколько беляшей, как умные люди, стоявшие передо мной.
На этом пятачке много деревянных одноэтажных и двухэтажных жилых домов. Назвать Кириллов деревней – язык не повернется. Это скромный, провинциальный неторопливый город. Как минимум, в этой его части. Это первое впечатление. Что-то явно из прошлого. Колоритно выглядит городская афиша. Она не круглая, как обычно, а под углом 90 градусов: «Цирк, продажа теплицы и какой-то концерт» - все, что было приклеено на ней. Возле домой – полная поленница, возможно, также топятся дровами, березы вдоль асфальтированной дороги стояли еще лысыми – май еще не вступил полностью в свои владения.
Недалеко от автовокзала стоит типичный жилой дом кирилловских горожан конца XIX века. В 1901 году деревянный одноэтажный дом на Большой Набережной (нынче улица Гагарина) принадлежал наследникам крестьянина Алексея Борисовича Кузнецова. В начале ХХ века, по воспоминаниям старожилов, в доме жил врач городской земской больницы Иоаким Яковлевич Нодельман, прослуживший в Кирилловском уездном земстве тридцать пять лет и скончавшийся в 1919 году. Затем в разные годы в здании размещались контора леспромхоза, детское отделение районной больницы, детский сад, начальная школа. И только в 2010 году в пустующее здание, на безвозмездной основе переехал Музей истории города, где он и поныне.
А следующий дом уже кирпичный. Двухэтажный. Тоже откуда-то из прошлого. «Уездное земство» - так гласит табличка на нем и век постройки: середина XIX века. Один из наиболее интересных светских домов в городе. Рисунок его фасадов восходит в образцовым проектам начала XIX века. В плане здание представляет собой прямоугольник с центральными ризалитами на главном и двором фасадах, к одному из углов которого примыкает небольшая ретирада со скругленными углами. Завершается постройка четырехскатной крышей с железной кровлей. Здание сохранило свой объем и наружный декор без значительных изменений и утрат. Сейчас здесь размещается «Районный молодежный центр «Альфа».
Свинцовое небо меня нисколько не пугало, даже наоборот. Кирилло-Белозерскому монастырю это даже шло – добавлялся колорит его древним стенам и башням.
У Сиверского озера есть замечательный пирс, возле которого можно сделать чудесные фотографии, покормить чаек, коих в Кириллове несчетное количество, полюбоваться противоположным берегом – поселком Слобода, являющимся частью Кириллова, ну и, конечно же, внешним контуром монастыря.
Сиверское озеро не столь известно, как Белое, но тем не менее, оно не менее значимое. Это единственное озеро в округе не ледникового происхождения: это трещина в земной коре, и питается оно родниками. Весь северный берег и большая часть восточного занимает город Кириллов. Озеро имеет продолговатую форму, оно вытянуто с северо-запада на юго-восток-юг. В него впадает речка Свияга, вытекающая из озера Долгого. Свияга пересекает монастырскую территорию, ныряя под стены. Перепад меж озерами был значительный, и потому речка была весьма стремительной и позволяла устанавливать на пути ее течения водоворотные колеса, которые как вращали мельничные жернова, так и приводили в движение кузнечный молот. После того как Сиверское озеро было соединено с Северо-Двинским каналом (а это случилось в XIX веке) и значительно поднялось, уровень меж озерами выровнялся, и речка превратилась в стоячий водоем.
А еще когда-то озёра Сиверское и Лунское соединяла небольшая речка Копанка, которая была связующим звеном между озерами. Под мостом, через дорогу можно было проплыть на лодке из Сиверского озера по Лунскому до Покровской церкви. Этот водный путь в конце прошлого века был засыпан, а речка Копанка дала название прилежащей части города Кириллова – Копань. Деревянный мост был разобран, при строительстве дороги, под дорогой была проложена труба.
Сиверское озеро самое глубокое в окрестностях города Кириллова: его максимальная глубина – 26 метров. Дно у озера – песчаное.
Где-то вдалеке увидел экскурсионную группу, которая двигалась вдоль стен монастыря. Решил, что могу подобно этой группе, совершить прогулку по внешнему контуру монастыря, разглядев вблизи стены с башнями.
Строительство новых каменных крепостных стен в монастыре началось весной 1654 года. Примерно за 30 лет был создан грандиозный и прекрасный ансамбль, впечатляющий до сих пор. Из подобных крепостей, возведенных в XVII веке, кирилловская - самая мощная. Длина стен новой крепости составляет 732 метра, высота – почти 11 метров, толщина – 7 метров. Стены Нового города образовали в плане три стороны огромного четырехугольника. По углам его располагаются четыре высокие граненые башни: Вологодская, Московская, Белозерская и Кузнечная. Они получили свое название по находившимся рядом с ними хозяйственными постройками либо по направлениям отходивших от монастыря дорог.
Рассматривать я начал с Вологодской башни – именно она первой и была за четыре месяца построена. Она наиболее декорирована, белоснежная, чем-то напоминается укрепления Троице-Сергиева монастыря. Что не случайно: через нее проходила дорога из Москвы. Остальные башни и суровей и проще, и количество граней больше. Вологодская башня – восьмигранна и довольно-таки серьезно выступает за линию стен, соприкасаясь только одной из своих граней.
Дальше, шагая вдоль белых кирпичных стен монастыря, добрался до Кузнечной башни. Она как раз на берегу Сиверского озера в южной части монастыря расположилась. Она многогранна, многоэтажная со множеством бойниц. Есть внутренний шестигранный кирпичный полый столб, смотрильня вверху, с которой видно вокруг на двадцать с лишним километров. Башня появилась одной из последних, в 1670-х гг. когда часть старой стены Малого Ивановского монастыря, поначалу включенная в линию новой ограды, заменили более мощной стеной.
Башня нынче почти не оштукатурена, поэтому крепкий красный кирпич достаточно сильно бросается в глаза.
Дальше следовал поворот, машинам проехать нельзя – для них установлен шлагбаум. Только ножками, вдоль берега Сиверского озера. До следующей башни, стена не только оказалась не покрашенной, но еще ее подпирали несколько кирпичных треугольных стоек.
Башню прозвали Глухой! И она построена в конце XVI века. Расположена в месте слияния Сиверского озера и речки Свияги в ограде Малого Ивановского монастыря. Глухой она названа потому, что она единственная из неугловых башен, не имевших проезда.
За башней, уже на другом фрагменте внизу стены, в которую опущена металлическая решетка - канава, для людей переброшен деревянный настил. Это как раз то самое место, куда Свияга отправляется в Сиверское озеро. Также видно, что здесь стена пострадала – кладка кирпичей отличается: историческая и реставрационная. Также внутри стены – металлические ворота, не для туристов, по всей видимости.
Начался дождь, но я решил идти до победного, тем более что впереди шла все та же экскурсионная группа, только в отличие от меня – в руках у них оказались зонты. Какие предусмотрительные. А дальше снова поворот, влево, прогулка вдоль озера продолжалась. Здесь на некоторых участках стены видны хорошие трещины – видно, скоро будут тоже реставрироваться.
Дальше я столкнулся со Свиточной башней. Свиточная башня – редкий образец монументальной северной военной архитектуры XVI века. Высота ее порядка 15 метров, самая высокая башня крепости Старого города, возвышающаяся на мысу Сиверского озера. Башня прямоугольная в плане и имеет три этажа.
Дальше я столкнулся со Свиточной башней. Свиточная башня – редкий образец монументальной северной военной архитектуры XVI века. Высота ее порядка 15 метров, самая высокая башня крепости Старого города, возвышающаяся на мысу Сиверского озера. Башня прямоугольная в плане и имеет три этажа.
А вот и Хлебенная башня. Ее построили примерно в 1630 году, одновременно с надстройкой прилегающих крепостных стен (имеется перевязка кладки) местными мастерами. Башня была пристроена к уже существующей стене с наружной стороны, напротив хлебни, недалеко от поварни, на территории Большого Успенского монастыря. Вход в башню был пробит изнутри монастыря в кладке крепостной стены. Видно, что хорошо штопали башню – следы замазанных многочисленных трещин на башне. Ранее даже побелена и обмазана была.
Снова небольшой поворот по периметру озера и почти башня-близнец с тем же практически назначением. Квадратная в плане поваренная башня! Она является частью стены Старого города, обрамляющего Большой Успенский монастырь. Находится напротив поваренных келий.
Практически сразу за ней следом Малая Мереженная башня. Сохранилась она, скажем так, фрагментарно. С трудом можно в ней узнать бывшую башню. Она была построена где-то в 1591 году «монастырским коштом». Башня предназначалась для хранения рыболовных сетей, которые назывались «мережи», также она имела входившую в линию стен пристройку – рыболовецкую «палатку».
А вот Большая Мереженная башня – просто красавица. Она практически в притык идет к малой. У нее имеется и второе название – Белозерская. Это башня угловая, стоит на мысу у Сиверского озера, замыкает стену со стороны озера. Ее строительство началось в 1667 году, имеет 16 граней, выглядит приземистой. От других башен ее отличает криволинейное, как бы купольное, очертание кровли над остальным объемом.
А дальше был очередной поворот, уходил от озера в стороны Слободы. Здесь стены монастыря снова стали белоснежными, но под основание стен подложены валуны. Прежде чем, ознакомиться со следующей башней увидел Троицкие ворота. Это массивные, окованные металлом створки.
Следующим объектом осмотра стала – Караульная косая башня! Она воздвигнута в 1662 году и сохранилось в измененном виде. Ранее имела четыре яруса, а высота ее достигала 23 метров до дозорной вышки. Кроме окованных железом ворот, башня имела семисотпудовую герсу, которой управляла сложная система воротов и блоков, так как приводить в движение данный механизм в 11,5 тонн было делом нелегким. Через ворота этой башни был въезд с белозерской дороги. Проход внутри башни был устроен под углом, наискось, отсюда и ее название.
В конце XVIII века верх башни обвалился и уже больше не восстанавливался. По обе стороны Косой башни в монастырь выступают караульни, тоже значительно переделанные. В 1897 году обе караульни очень пострадали от пожара, при котором были уничтожены и все деревянные части Косой башни.
Объем башни сохраняли только на высоту прилегающей ограды. Наружные ворота в башне были заложены. В конце XVIII - начале XIX века островерхий шатер был заменен фигурной кровлей со шпилем.
Далее вновь под стеной проходит река Свияга, даже скорее речушка, судя по тоненькому ручейку.
А вот впереди и самая высокая башня Нового города (порядка 42 метров до дозорной вышки) – Московская (Ферапонтовская) башня. Она угловая башня. За ней – парадная часть стены, лицо монастыря. Башня имеет 16 граней, это увеличило ее неприступность.
Вот добрался я и до главных входных ворот в монастырь. Казанская башня, высотой 37 метров. Построена в 1659 году по личному указанию царя Алексея Михайловича. В указе государь объявил, что создание «Нового города» является делом государственной важности, и выделил на сооружение стен 45000 рублей. Башня находится ровнехонько в середине северо-восточной стены со стороны Вологодской дороги. А названа так по стоявшей перед монастырем тогда еще деревянной, Казанской церкви. Декор лаконичен. По форме башня квадратная со стороной в 14 метров. Между двумя крестовыми сводами башни сохранился паз шириною до 15 сантиметров, по которому в своё время двигалась железная решётка, герса, наглухо запиравшая въезд Внешние ворота сохранились до наших дней: снаружи они окованы железом, а в одном из полотен сделана небольшая калитка. Массивные створы из тёсанных брёвен навешаны на огромные вмонтированные в стену подставы около 25 сантиметров в диаметре. Отворы запирались наглухо железными засовами.
Увенчивает башню тот самый многострадальный (неоднократно стреляный) флюгер в виде трубящего ангела. Фигура эта символична – она напоминает о Страшном суде, времени, когда ангелы, трубя, созовут души умерших и определится судьба каждой с учётом дел, совершённых в земной жизни. Фигура трубящего ангела, относится к концу XVIII – началу XIX вв. По традиции их издавна устанавливали на главных проезжих башнях крепостей. Но вначале этот ангел был установлен на Косой башне, через которую прежде проходила дорога на Белозерск. После перенесения дороги, перенесли и ангела. Размером этот ангел почти с человека.
А дальше пошел гулять внутри монастыря. Но это уже совсем другая история. Все добра!
Надеюсь, что было интересно. Ставьте лайки, пожалуйста.
До встречи!
Подписывайтесь на мой канал.