Юрий Лотман посвятил работам Александра Сергеевича Пушкина немало исследований. Не раз он обращался к многообразию литературных произведений Пушкина, от «Медного всадника» до детских сказок, однако особое внимание он уделял повести «Пиковая дама». Уникальное произведение Пушкина, которое включает в себя, помимо определённого сюжета с классической завязкой, кульминацией и развязкой, чередой главных и второстепенных героев, также и многоуровневый символ, по силе своего влияния на культуру времени Пушкина, ни с чем не сравнимый.
В данной статье речь пойдёт о символе карты и карточной игры. Этот символ Лотман определяет как «тему», с её чёткой «определённой важностью в системе культуры», а также с чёткими историческими рамками, которые упрощают анализ и позволяют сделать конкретные выводы.
Основную проблему своего анализа Лотман определяет так: «на уровне воплощения сюжета в тексте в повествование оказываются включенными слова определенного предметного значения, которые в силу особой важности и частой повторяемости их в культуре данного типа обросли устойчивыми значениями, ситуативными связями, пережили процесс «мифологизации» — они становятся знаками-сигналами других текстов, связываются с определенными сюжетами, внешними по отношению к данному». То есть цель автора – применить данную гипотезу/тезис к существующей в «Пиковой даме» теме, включённой в сюжет с определённым предметным (и не только) значением.
На каких уровнях существует у Пушкина карточная игра и карты?
- символ эпохи, популярная азартная и коммерческая игра: азартная – игра со случаем, способ быстрого обогащения; коммерческая – стратегия, игра «скучных генералов»;
- проекция реальной жизни (конфликты), модель социального мира: «фараон» - конфликт двух сторон, поединок, жизненная ситуация, где человек сталкивается со случайностью и вынужден принять последствия этой встречи;
«Итак, азартная игра воспринималась как модель и социального мира, и универсума»
- символ развития российской культуры со времён Петра (фаворитизм, бюрократия): складываемся к началу XIX века в дворянском обществе идея «удачи», способной вознести до небес – эта вынужденная мечта возникает в умах людей в рамках существующей, застарелой государственной машины, где практически невозможно ничего изменить, только если «случай» повернёт всё на 180 градусов;
- символ живого/неживого: пиковая дама/старуха, живые персонажи/окаменевшие, смерть в игре/смерть в жизни, оживление карт (туз – паук)
«С этой точки зрения, эпизоды, события и лица повести делятся на живое (подвижное, изменчивое) и мертвое (неподвижное, автоматизированное) или же в определенных ситуациях переходят из одной категории в другую. Весь сюжет повести представляет собой некоторое вторжение случайных обстоятельств, которые одновременно могут быть истолкованы и как «мощное, мгновенное орудие Провидения»
- символ случайности, хаоса, фатума, злого рока (случайное/закономерное) + символ дуэли с судьбой (отсылки к Лермонтову – Печорин и «Фаталист»), инфернальных магических сил («тройка, семёрка, туз», появление графини после смерти»)
«Случай! — сказал один из гостей. — Сказка! — заметил Германн».
- символ игры с чувствами людей (как возмездие): Герман – Лиза, Герман – графиня.
Вывод
Тема карт существовала в литературе до «Пиковой дамы» — как сатирическая, бытовая или философски-фантастическая. Однако только у Пушкина она приобрела ту принципиальную многозначность, которая позволила ей наполниться неожиданно емким содержанием.
То, что один и тот же символ (например, карточной игры) может, наполняясь противоположными значениями, представить несовместимое как аспекты единого, делает произведения Пушкина не только фактами истории искусства, но и этапами развития человеческой мысли.
В «Пиковой даме» все герои — автоматы, лишь временно оживающие под влиянием возмущающих воздействий страстей, случая, той непредсказуемости, которая таится и в глубине их душ, и за пределами искусственного, механического мира Петербурга.
А как вы относитесь к Пиковой даме? Считаете ли повесть лучшим произведением Пушкина?