Место, окутанное легендами и домыслами, так как достоверных исторических данных по Ишутинскому городищу не сохранилось. Ранее на крутом красавце-утесе, о подножие которого разбивается бурная (местами похожая на горную) река Красивая Меча, стоял древний город-крепость, но как он назывался, не догадываются даже историки. Впервые в этом живописном месте люди поселились около двух тысяч лет назад (но вероятно и гораздо раньше), а просуществовало последнее поселение минимум до 17 века.
Также неизвестно, кем были его жители. Скифы, сарматы, славяне или здесь жили Балтийские племена (Юхновская культура), история умалчивает, но место для цитадели они выбрали идеально. Город был неприступным для врагов. С трех сторон городище окружено неприступным крутым береговым склоном, а со стороны равнины был насыпан мощный земляной вал и вырыт ров (единственное, что осталось от города в наше время).
В ближайших окрестностях равнинные пейзажи центральной России, неожиданно сменяются почти что горами, на которые иногда не забраться без альпинистского снаряжения.
Площадь городища составляет семь гектаров, а само древнее поселение было примерно 200*150 метров, и предположительно, жителей там было не более 200 человек.
Этот район археологами практически не исследован. Раскопки Ишутинского городища подтверждают наличие этнокультурного поселения. По мнению ученых, раскопки свидетельствуют о существовании во II — первой половине III века этнокультурного образования в результате близкого взаимодействия сарматского и местного лесостепного населения. На раскопках 1992 года, в рамках Скифо-Сарматской Археологической Экспедиции от Воронежского Государственного Университета, проводившихся под руководством Разуваева Ю.Д., было найдено множество артефактов сарматской культуры: черепки глиняной посуды, обломок металлического плоского зеркала с сарматскими знаками, бронзовые зеркала с боковой и центральной петлёй для подвешивания, подвеска в виде плакетки с лежащим львом из египетского фаянса, трехлопастный черешковый наконечник стрелы, изделия из кости и многое другое. Повторно городище было заселено в эпоху Древней Руси — в XII–XIV веках, хотя находок этого периода было обнаружено не много.
Зато есть красивое предание тех времён, что "во времена набегов крымских татар на Русь многие русские города и сёла были разграблены и сожжены, а их жители взяты в плен или убиты, только жителям Ишутинского городища, раз за разом и удавалось спастись. Когда татары однажды ворвались в город – там не было ни людей, ни скота, ни запасов провианта. Только угли теплились в печах давая понять, что еще час назад здесь кто-то был. Татары обыскали всё вокруг, но никого не нашли. Суеверные татары были в испуге и быстро оставили городище, хотя, согласно истории, после разграбления, вражеские поселения сжигали или разрушали, что бы в следующий раз не пришлось его снова штурмовать. Через некоторое время, после ухода врагов, люди опять появлялись и продолжали жить своей жизнью. И так было каждый раз, когда появлялись татары".
Загадка этих исчезновений до сих пор не разгадана. Есть мнение, что где-то на территории городища была потайная пещера или даже сеть пещер, куда и прятались люди во время нападений. Но пещеру эту так и не нашли, но это не означает, что подземелий под Ишутинским городищем нет.
Разгадать тайну Ишутинского городища пытались всегда, в том числе и жители соседних сёл. Сохранились сведения, что в 70-е годы XIX века житель соседнего села Слободского, казённый крестьянин Иван Иванович Белов, веривший в правдивость легенды, проводил раскопки на Ишутинском городище, но пещеры не нашёл. И даже, несмотря на это, каждое поколение местных жителей создавало всё новые предания, даже можно найти «сведения», что люди прятались в пещерах от немцев во время ВОВ.
Ишутинское городище — не только историческое место, но и природная достопримечательность - памятник природы Тульской области. Официальное название – Утес Ишутинская гора. Тут на утёсах, оврагах, по берегу буйной реки растут 216 видов растений, 22 из которых относятся к редким (адонис весенний, астра ромашковая, василек сумской, венечник ветвистый, володушка серповидная, ирис безлистный, кизильник алаунский, ковыль перистый и другие).
С названием реки тоже не всё так однозначно. Река, в которой, по преданию, утонули остатки татаро-монгольских войск, которых гнали войска Дмитрия Донского: «И гнали Мамаево войско русские полки до самой до Мечи, и рубили неверных без милости. И в погоне той одни ордынцы пали, другие в реке утонули. А те, которые достигли берега, от страха застыли, превратились в камень и навечно остались здесь»
В источниках тех лет Митрополит Пимен называл реку Меча, а прилагательное появилось позднее. На картах дореволюционной России река именуется то Красивая Меча, то Красивый Меч. А в народе её называли „Красивая Меч“, не согласуя прилагательное с существительным.
- Лингвисты считают, что название могло пойти от слова «метьс» из финно-угорских языков, переводимого как «лес», или созвучного слова «меч», означающего «крутой», «обрывистый».
- Есть лирическая легенда: при нашествии татар, проезжавший через реку воин (то ли знатный кочевник, то ли русский витязь) уронил в нее свой красивый меч.
- Имеет место быть и обыденная версия, что река извивается - МЕЧется туда-сюда на своём пути.
Даже с ударением в слове Меча мнения расходятся. Однако местные жители произносят название реки «МечА», делая ударение на второй слог.
Живописные окрестности утеса являются популярным местом отдыха туристов, а река славится среди любителей половить голавля и не только. Много рыбы для всех способов ловли от поплавочной удочки до нахлыста.
Как добраться
Ишутинское городище (Тульская область, муниципальное образование Ефремов, памятник природы регионального значения утёс Ишутинская гора), довольно таки, легко доступно в сухую погоду на любом транспорте, однако часть маршрута по грунтовым дорогам вам придётся проехать. В зависимости от конечной точки маршрута, вы можете выбрать одну из 3 проторенных дорожек. Опишем маршруты от съезда с асфальта.
1. Наверное самый популярный (красный) маршрут, протяженностью около 8 км, который приведёт вас на берег реки.
- От деревни Даровая съезжаем на полевые дороги и около 4 км доезжаем до оврага.
- Доехав до оврага, поворачиваем направо и едем около 1,5 км вдоль посадки по верху оврага
- Спускаемся по накатанной дороге на дно оврага и по ней налево, около 2 км возвращаемся назад к реке к подножию кургана.
2. Самый короткий (зелёный), менее 2 км, приведёт вас в берёзовую рощу с шикарным видом на реку и курган и отличными условиями для лагеря.
- от села Тюртень съезжаем с асфальта в сторону старого коровника
- движемся вдоль поля, справа будет пруд до берёзовой рощи
3. Дорога непосредственно на само городище (голубой)
- Начало как у маршрута №1
- не доезжая до оврага метров 200 - 300 сворачиваем налево, добираемся до остатков вала
- вал можно перемахнуть по прямой, но лучше его объехать слева
- конечно, дорога накатана до самого края кургана, но лучше оставить машину у информационного стенда и прогуляться метров 200 пешком.
4. Маршрут (жёлтый), который приведёт вас на противоположный берег к разрушенной плотине. Популярное место отдыха местных жителей.
- За мостом через Красивую Мечу у села Шилово сворачиваем на полевые дороги и дальше по навигатору сёлами едем около 15 км до места.
Где остановиться с палатками
- На берегу реки у подножия кургана, самое атмосферное место. Немного места для палаток (но штук 5-7 поставить можно) и много комаров. В сезон место постоянно занято отдыхающими и рыбаками.
- В берёзовой роще над рекой лучшие виды и есть сразу несколько обжитых полян на 2-10 палаток каждая.
- На самом городище. Здесь шикарные виды, но разбивать лагерь так себе идея. На горе пусто, ветрено, нет тени. Большинство визитёров приезжают конкретно сюда, и будьте готовы к постоянным гостям, жить в "проходном дворе" будет не комфортно.
- Поляна на противоположном берегу. Много места, комфортные поляны, место для купания, рыбалки, но долго добираться по грунтовым дорогам, да и поход на курган возможен только вброд по каменистому дну.
Немного видео рассветов и закатов Ишутинской горы ⬇
Что взять с собой
- Везите с собой дрова (угли), если собираетесь разводить костер. Всё, что можно было найти в округе, уже давно сожжено. А растущие деревья, надеюсь, вы пощадите.
- Репелленты тоже пригодятся, особенно у воды. Мошкара и комары на природе - обязательное приложение.
- Обувь для купания (коралки, аквашузы), если планируете побродить по перекатам Красивой Мечи.
- Запас съедобного и алкоголя, магазины здесь труднодоступны. А вот с питьевой водой проблем нет, по берегу реки есть несколько родников с чистейшей водой.
- Обязательно берите мешки для мусора. Увозите до ближайшего мусорного контейнера весь свой мусор, а можно прихватить и чужой, если ваши предшественники оказались поросятами.
Любопытные факты и теории об Ишутинском городище
- Сам утёс - это гора высотой около 35 метров (170 метров над уровнем моря), состоящая из двух отвесных скал из известняка и доломита верхнедевонского периода.
- Место называется Ишутинское городище по местонахождению ближайшей от него деревни Ишутино, которая по иронии судьбы уже тоже не существует. До революции тут проживало до 300 человек, в 2004 г. всего 3 старика, по переписи 2010 года в селе не осталось ни одного жителя.
- Существует теория, что Ишутинское городище - это святилище язычников, использующееся для сбора воды, а, возможно площадка для жертвоприношения и сбора жертвенной крови. По этой версии, Ишутинское городище не рекомендуют посещать туристам, но легенды про язычников людей особо не пугают. Скорее всего, это отголоски церковных запретов, с целью полного искоренения язычества и ритуалов.
- С определённого ракурса склон горы напоминает профиль Пушкина.
- Существует легенда, что в 16 веке крепость на горе принадлежала разбойнику Кудеяру, который приходился братом Ивану Грозному и претендовал на царский престол. С именем «мужицкого царя» Кудеяра связано множество преданий и можно предположить, что это реальный исторический персонаж. По легендам, у Кудеяра, как и всех знаменитых разбойников, был свой клад, который ищут по сей день, и по одной из легенд он сокрыт в пещерах Ишутинской горы.
- В радиусе 10-15 км от Ишутинского городища имеются несколько пещер, заваленных камнями и землей, и есть гипотеза, что эти пещеры рукотворные и даже, возможно, были когда-то связаны меж собой в большой лабиринт.
- Под Ишутинской горой, на противоположном берегу, сохранились остатки бетонной плотины. Это остатки Ишутинской ГЭС, которая в 30-50 годы прошлого века вырабатывала электроэнергию и снабжала ею несколько окрестных деревень. Любопытно, хотя это было не так давно, но практически никакой информации об этой электростанции или её фотографий обнаружить в сети невозможно. По одной из версий, именно во время строительства плотины были взорваны те самые таинственные пещеры.
- Существует версия, что утёс - это, вообще, древняя постройка неизвестной цивилизации, т.к. скала напоминает усечённую пирамиду, как бы сложенную из каменных блоков правильной формы с очень чёткими и ровными линиями (а природа не любит прямых углов), а стены оврага напоминают рукотворную кладку. По внешнему виду можно подумать, что эти блоки кем-то были отлиты, да и состав их имеет однородную структуру, напоминающую бетон.
- Ишутинское городище - это «место силы», притягивающее людей, но остающееся без внимания учёных. Тайн и секретов Ишутинского городища ещё очень много и, надеемся, в ближайшее время они будут разгаданы. Вероятно, какие-то сведения об Ишутинском городище имеются в архивах, но историки пока до них не добрались или они не подлежат широкой огласке.
- Ну а пока Ишутинское городище — это уникальное место для фотосессий и активного отдыха.
- Недалеко есть ещё 1 культовый объект, это 20 тонный мегалит Конь-Камень, который стоит, как на «ногах», на трёх других валунах. Он напоминает по форме конскую голову (по другому мнению — тело). Этой композиции уже 70 миллионов лет, а люди и до наших дней верят в его чудодейственную силу. Камень притягивает людей, страдающих бесплодием, как женщин, так и мужчин (как говорят местные жители - сходи на Конь-Камень и принеси малыша). Также даже при советской власти, до середины XX века раз в год совершалось обрядовое опахивание вокруг камня, чтобы предотвратить падёж домашнего скота. Но об этом напишем в следующей статье.