«Кругом измена, трусость и обман» - такую запись сделал в своем дневнике российский император Николай II на второй день после отречения. И действительно, приближенные последнего русского царя, включая даже некоторых его родственников, по сути, предали его. Генералы опасались проиграть в войне, министры жаждали власти, а великие князья хотели видеть на троне Алексея при чьем-нибудь регентстве.
Будучи недовольным правлением Николая, его окружение – кто-то специально, а кто-то непреднамеренно, сделало все для того, чтобы монархия в России прекратила свое существование. Однако среди приближенных царя все же нашлись люди, сохранившие ему верность до самого конца.
"Хотели разделить участь. Пусть разделяют"
Среди этих верных людей были и дворяне, и обычные слуги. Вместе с императорской семьей они отправились в ссылку в Сибирь - сначала в Тобольск, а затем - и в Екатеринбург. Четверо из этих преданных приближенных в последующем погибли в подвале Ипатьевского дома, разделив участь последнего царя и его домашних. Решение этих людей остаться с царской семьей разозлило революционеров.
Когда главаря царских тюремщиков спросили, зачем вместе с Николаем нужно расстреливать обычных слуг, он ответил: «Они хотели разделить судьбу царской семьи. Пусть разделяют!». Среди погибших в Екатеринбурге четырех приближенных императора, была и Анна Демидова, горничная много лет верой и правдой служившая Александре Федоровне.
Кем была Анна
Анна Степановна Демидова родилась в конце января 1878 года в Новгородской губернии, в городе Череповце, в мещанской семье. Отцом будущей подруги Александры Федоровны был Степан Демидов, служивший гласным в Череповецкой городской Думе. Известно, что семья Анны, хотя и не была дворянской, считалась в городе достаточно богатой, поскольку владела сразу двумя домами. Разумеется, Степан Демидов, имея средства, сумел дать своим детям и неплохое образование.
В детстве Анна Степановна училась в начальной школе Леушинского монастыря. В последующем она поступила в женскую гимназию при этой же обители, где изучала иностранные языки, арифметику, естествознание и прочие науки. В этой школе юная мещанка научилась отлично играть на фортепиано, а также приобрела навыки во всевозможных рукоделиях.
Красивые вышивки
О том, как именно Анна Степановна попала в Царский дворец, доподлинно неизвестно. Но на этот счет имеется семейная легенда Демидовых. Считается, что престижную должность горничной императрицы Анна получила благодаря своей именно любви к рукодельям. Обучаясь в монастырской школе, юная Демидова очень полюбила вышивку и достигла в этом виде рукоделия больших успехов.
Учителя школы не раз выставляли ее работы на монастырских выставках, где они постоянно занимали призовые места. По легенде одну из этих монастырских выставок, проходивших в Ярославле, как-то посетила императрица Александра Федоровна. Работы Анны Демидовой поразили российскую государыню. Александра Федоровна, как известно, и сама была искусной мастерицей. Последняя российская императрица хорошо вязала спицами и крючком, умела шить одежду, неплохо вышивала.
Увидев работы Анны на выставке, по легенде, Александра Федоровна решила, что их создательница может стать отличной учительницей для ее дочерей. Через некоторое время после после отъезда императрицы из Ярославля Анна Демидова была приглашена во дворец в Царском Селе.
Неизвестно, правдива эта легенда или нет. Но в любом случае, в 1901 году 22-летняя Анна Демидова приехала в Петербург и поступила на службу в императорскую резиденцию.
Комнатная девушка
Обучая великих княжон вышиванию, Анны Степановна одновременно стала и горничной самой Александры Федоровны. Во дворце в ее обязанности, как и в обязанности других горничных, входило следить за нарядами императрицы.
Будучи убежденной викторианкой, Александра Федоровна, по воспоминаниям современников, одевалась и причесывалась по утрам сама. Горничная ей для этого была не нужна. Однако комнатные девушки У Александры Федоровны, конечно же, все равно служили. В обязанности этих девушек входила сортировка, глажка одежда Александры Федоровны, чистка, стирка и т. д.
Императрица, как известно, очень любила платья с вышивками. Именно за такие наряды государыни и была ответственной во дворце Анна Демидова. Ведь в вышивках она разбиралась просто великолепно.
Уважение царской семьи
Известно, что Александра Федоровна отличалась большой требовательностью к личной прислуге. Угодить супруге Николая II было непросто. Скромная и услужливая, Анна Демидова однако сразу же пришлась Александре Федоровне по душе. Очень хорошие отношения у комнатной девушки сложились и с императором, и с великими княжнами. В особенности Анну Демидова любила младшая дочь Николая II - Анастасия Николаевна.
Известно, что Анастасия была очень привязана к горничной матушке. Младшая великая княжна не забывала о своей подруге даже в путешествиях, находясь за границей. В одной из открыток, присланных Анастасией Анне в 1906 г, великая княжна, к примеру, написала:
Дорогая Нюта! Поздравляю тебя с праздниками и желаю провести их по возможности с веселием. Хотя пишу немного поздно, но лучше поздно, чем никогда.
По воспоминаниям современников Александра Федоровна называла горничную «моей большой хорошей Нютой Демидовой». Николай II же всегда величал Анну по имени-отчеству. За верную службу император также пожаловал Анне потомственное дворянство.
Отказ от личной жизни
Такое уважительное отношение царской семьи к простой горничной имела под собой, конечно же, очень веские основания. Демонстрировали Анне свое расположение последние Романовы прежде всего за ее преданность и верность. Известно, что ради службы царской семье Анна Демидова даже отказалась от личной жизни.
Девушкой императорской горничная, а в особенности по меркам Петербурга, могла считаться не слишком богатой. Но ее добродетели – скромность, трудолюбие, покладистый характер и пр, конечно же, были хорошо известны окружающим. Если бы Анна Степановна захотела, она легко могла бы выйти замуж и создать свою семью.
Однажды Демидовой даже представилась такая возможность. К Анне посватался один из ее знакомых. Подумав, Анна Степановна однако отказала претенденту. Если бы она вышла замуж, ей бы пришлось покинуть царский дворец. Служить императрице в ее резиденции, согласно правилам, могли только незамужние девушки. Поэтому, не желая покидать Александру Федоровну, Анна Демидова так никогда и не пошла под венец.
Влюбленная в учителя
Доподлинно конечно неизвестно, но современники считали, что Анна могла быть влюблена в учителя английского языка цесаревича Алексея – Сиднея Гиббса. Однако, если эта влюбленность и существовала, то была он чисто платонической. Никто из современников Демидовой о ее романе с учителем не упоминает.
Сам Гиббс, по-видимому, считал в Анну достаточно привлекательной женщиной. Описывая Демидову в своем дневнике, он отмечал ее приятную внешность, но при этом сетовал и на ее застенчивость:
(Анна Демидова) - высокая, хорошо сложенная женщина, склонная к полноте, которая, вопреки ее физической внешности была чрезвычайно робкого характера.
Проверка на верность
После отречения Николая II в марте 1917 года, царская семья, как известно, была арестована в Царском селе в их основной резиденции - в Александровском дворце. Объявлено о заключении Романовых под стражу было непосредственно перед прибытием Николая II домой из Пскова.
Перед самым арестом представитель Временного правительства предложил всем, кто находился на тот момент в Александровском дворце, покинуть здание. Те же, кто решил остаться во дворце, вместе с царской семьей, попадали под арест. После такого заявления большинство слуг, конечно же, сразу же уехало из Царского Села. Анны Демидовой среди этих людей не было. Справедливо решив, что обойтись без нее императрица не сможет, горничная осталась во дворце.
Тяжелое время
В последующем Анна Демидова вместе с Царской семьей отправилась и в ссылку в Тобольск. К этому времени императорской горничной уже исполнилось около 40 лет. Юной наивной девушкой она уже давно не была. Наверняка Анна Степановна понимала, чем для нее может закончиться ее верность царской семье. Перед самым отъездом в Тобольск Демидова записала в своем дневнике.
Последние две недели, когда узнала, что нас намереваются “куда-то” отправить, жила нервно, мало спала, волновалась неизвестностью, куда нас отправят. Это было тяжелое время. Только уже дорогой мы узнали, что мы “на дальний север держим путь”, и как подумаешь только — “Тобольск”, сжимается сердце.
Хозяйственные вопросы и секретные поручения
В ссылке, как и когда-то в Александровском дворце, Анна Демидова решала хозяйственные вопросы и старалась сделать жизнь царской семьи хотя бы немного более удобной и комфортной. Помимо обязанностей горничной, в Тобольске Анне однажды пришлось выполнять и работу педагога.
Когда-то Демидова вышла из монастырской школы с дипломом учительницы. Поэтому, когда один из педагогов цесаревича Алексея заболел, император и императрица попросили заменить его именно ее.
В отличие от членов царской семьи, в ссылке Анна Демидова имела право свободно выходить в город. Поэтому Александра Федоровна также несколько раз давала ей секретные поручения. Несмотря на опасность быть посаженной в тюрьму или даже расстрелянной, Анна Степановна охотно выполняла эти поручения, проявляя при этом, видимо, максимум смекалки.
Известно, к примеру, что горничная тайно выносила из дома и передавала верным людям посылки и письма от императрицы к ее близким друзьям. Однажды Александра Федоровна написала своей подруге фрейлине Анне Вырубовой:
Благодари Аннушку за вещи и пиши мне осторожно. Надеюсь, что наши вещи получишь к празднику, отослали их только вчера. Это Аннушка мне все готовит с Волковым.
Также в одном из писем императрица писала:
Конечно мы рискуем посылать этот пакет, но пользуюсь Аннушкой.. Напиши Аннушке, что ты Все получила.
Когда императорскую семью отправили из Тобольска в Екатеринбург, Анна Демидова решила, что и на этот раз она не покинет Александру Федоровну. Такое решение горничная приняла несмотря на то, что она ужасно боялась большевиков. В этих своих страхах Анна однажды призналась Гиббсу, который также последовал за царской семьей. В последний вечер в Тобольске Анна сказала учителю.
Я так боюсь большевиков, мистер Гиббс. Я не знаю, что они могут с нами сделать.
В доме Ипатьева
Оказавшись в Екатеринбурге Анна продолжила неустанно служить императрице. Большинство из последовавших за царской семьей приближенных в Ипатьевский дом не пустили. Многие из этих людей в последующем погибли, других, в основном иностранцев отпустили, некоторым также удалось скрыться или бежать.
В любом случае в Ипатьевском доме императорская семья уже оказалась практически без слуг. Революционеры разрешили царской семье оставить при себе только повара, дворецкого, доктора и горничную – Анну Демидову. Стараясь облегчить положение императрицы, императора и их детей, в Екатеринбурге Анна стирала и гладила белье, топила печь, штопала одежду и т. д.
Великая княжна Мария Николаевна к примеру, однажды написала в своем дневнике:
Нюта штопала чулки. Утром вместе стелили постель.
Упоминала о хлопотах Анны в своем последнем дневнике и сама императрица Александра Федоровна. В ее тетради имеется, к примеру, такие записи:
Дети с Нютой штопали белье…
Перед ужином Мария и Нюта помыли мне голову.
Известно, что Александра Федоровна, чувствуя свою ответственность перед Анной и другими слугами, не покинувшими ее в трудную минуту, очень переживала за них. В одном из своих писем она написала:
Вспомните тех, других. О, Боже, как за них страдаем, что они переживают, невинные… Венец им будет от Господа. Перед ними хочется на коленях стоять, что за нас страдают, а мы помочь им не можем, даже словом. Это тяжелее всего.
С подушкой в руках
16 июля 1918 г. членов царской семье разбудили среди ночи и приказали им спуститься на нижний этаж. Тюремщики сообщили императору и императрице, что ситуация в городе обострилась и оставаться наверху им может быть опасно. Известно, что перед тем как выйти из комнаты, Александра Федоровна зачем-то попросила Анну Демидову взять с собой две подушки.
Зачем были нужны эти подушки, причем именно две, доподлинно неизвестно. Некоторые историки считают, что императрица могла слышать, как к дому подъехал грузовик. Возможно, Александра Федоровна подумала, что их хотят снова куда-то переправить и повезут по городу в кузове. Подушки в этом случае очень пригодились бы ей, поскольку у нее были больные ноги, и цесаревичу Алексею.
Как бы там ни было, Анна Демидова исполнила просьбу императрицы и взяла подушки с собой. Оказавшись в подвале, одну из этих подушек она положил на стул под спину больному цесаревичу Алексею. Другая так и осталась в руках у горничной.
Последние минуты жизни
По сохранившимся данным, в последние секунды жизни Анна Демидова стояла рядом с ее любимой великой княжной Анастасией. После первого залпа ей удалось уцелеть. Анну спасла та самая подушка, которую она прижимала груди.
Пули палачей застряли в толще пуха и не причинили горничной вреда. Известно, что, когда затихли первые выстрелы, Анна сказала: «Слава Богу! Меня Бог Спас!». По другим сведениям, Анна начала метаться по подвалу, с криками, прикрываясь подушкой. Радоваться чудесному спасению ей, конечно, долго не пришлось. К этому моменту в подвале из арестантов в живых оставался только цесаревич.
По свидетельству самих палачей, и Алексея, и Анну Демидову им пришлось добивать штыками. Ныне считается , что во время расстрела, именно на долю Анны выпали самые страшные муки. Один из стрелявших по царской семье охранников, в последующим вспоминал о ее кончине так:
Фрейлина лежала на полу еще живая. Один из товарищей в грудь фрейлины стал вонзать штык американской винтовки “Винчестер”, штык вроде кинжала, но тупой и грудь не пронзил, а фрейлина ухватилась обеими руками за штык и стала кричать. Но потом ее и трех царских собак добили прикладами ружей.
Несмотря на то что Анна была горничной, охранники в Ипатьевском доме, видимо, принимали ее за фрейлину.
Реабилитирована Анна Демидова была в октябре 2009 года, по решению Генпрокуратуры РФ. В марте 2012 года на доме, в котором прошли детство и юность Анны, в Череповце была установлена мемориальная доска.