Найти в Дзене
Реальное время

Вячеслав Кириллин: «Идея создания возникла в связи с печальной ситуацией на Сибирском тракте»

Оглавление

Появился первый реестр объектов монументального искусства Татарстана

Совриск в районах почти неизвестен. Это село Нижняя Сосна, Балтасинский район. Автор - ученик Баки Урманче Рауф Габдрахманов.
Совриск в районах почти неизвестен. Это село Нижняя Сосна, Балтасинский район. Автор - ученик Баки Урманче Рауф Габдрахманов.
В Татарстане силами энтузиастов собран реестр объектов монументального искусства Татарстана. Возможно, более пристальным внимание к объектам, созданным в советское время, удастся спасти некоторые из них, и они не повторят судьбу панно Кильдибекова и Маликова «Химия» на здании КНИТУ. Подробнее о новом реестре — в материале «Реального времени».

«Здания с такими украшениями, в основном, не памятники»

Реестры выложил в Телеграм-канале «Казанский краевед» Вячеслав Кириллин, разбив его на три части: Казань. Набережные Челны и районы Татарстана. В список было решено включить все: мозаику (камень, смальта), сграффито, монументальную живопись (масло, темпера), резьбу (дерево, гипс, цемент); металл; шамот; чеканку; батик и витражи.

-2
— Такими реестром занимаются многие города и мы советовались с коллегами, ясно, что пока нет в законе способа закрепить отдельно как охраняемый некий элемент здания, если здание не ОКН. Это задача для нас, — добавляет Балтусова. — Вести реестр — это хорошо, его нужно наполнять, он еще не полный. Но его нужно и популяризировать, рассказывать чаще и больше публично, это задача для наших художников, для хранителей и ценителей.

«Идея создания возникла в связи с печальной ситуацией на Сибирском тракте»

-3
В списке по Казани — 141 пункт. Из них около трети помечено словом «утрачено», состояние многих других неизвестно, либо плачевно.

В частности, реестр по Набережным Челнам особенно интересен, ведь, как указывают авторы, «это буквально заповедник советского монументального искусства». С другой стороны, информации по домам культуры и средним школам в районах почти нет.

Реестр составляли командой, куда также вошли краевед Ян Гордеев, архитектор Даниил Ефимов, искусствовед Верой Силкиной. Авторы указывают, что важные замечания поступали от художников, скульпторов, от неравнодушных казанцев и татарстанцев.

Сграффито «Химия» на фасаде корпуса КНИТУ-КХТИ закрыли теплоизоляционными плитами. Радиф Кашапов / realnoevremya.ru
Сграффито «Химия» на фасаде корпуса КНИТУ-КХТИ закрыли теплоизоляционными плитами. Радиф Кашапов / realnoevremya.ru

Основу для реестра составили искусствоведческие работы Гузель Валеевой-Сулеймановой, Раузы Султановой, Светланы Червонной, Аркадия Файнберга, статьи в прессе, различные каталоги по отдельных художникам.

— Основную работу делал Вячеслав, я помогала ему данными, которые мне доступны, потому что сама давно интересуюсь этой темой, — говорит Вера Силкина. — Это очень интересная работа, потому что источников очень мало по этой теме, буквально 3-4 книги советского времени.
Сграффито на стене бывшего пригородного вокзала тоже могли уничтожить, но его удалось отстоять. И кто скажет, что оно не украшает Казань?. скриншот c сайта Google Карты
Сграффито на стене бывшего пригородного вокзала тоже могли уничтожить, но его удалось отстоять. И кто скажет, что оно не украшает Казань?. скриншот c сайта Google Карты

«Надеюсь, что еще будут такие случайные «подарки»

— Уже есть открытия, — говорит Кириллин.— Например, выяснилось, что автором малоизвестной, но очень красивой мозаики с татарским растительным орнаментом в Саначинском переулке является известнейший Рифхат Вахитов — там располагалась художественная галерея «Румия», по имени его жены. Или же вдруг мы узнали, что в интерьере железнодорожного вокзала Зеленодольска есть мозаика на тему истории Татарстана и ее автором оказался классик-монументалист Виктор Федоров. Таких фактов достаточно, потому что многие труды не оцифрованы, а если чего-то нет в интернете, то этого как бы и не существует. Вот на это, на оповещение широкой общественности о таких объектах, на пропаганду советского монументального искусства и побуждение к сохранению его, и направлена была наша работа.
-6

Кириллин указывает, что реестр — «всего лишь предварительный список, так сказать, дорожная карта». Планируется, что дальше команда будет работать с Министерством культуры РТ и будет запрашивать у комитета ОКН постановку некоторых объектов на государственную охрану. С другой стороны, каждый такой запрос требует средств на экспертизу, а где их взять?

— В этом нас вдохновляет пример соседних регионов, Самарской и Нижегородской областей, где такая работа велась в тесном сотрудничестве и взаимопонимании с государственными органами. Пора и Татарстану подтянуться в этом отношении, — говорит Кириллин.

«Зачастую это хорошие художники, создававшие яркие работы в самых разных техниках»

-7
Советское монументальное искусство обладает высокими художественными качествами, заявил Багаутдинов.

— Зачастую это хорошие художники, создававшие яркие работы в самых разных техниках. Это и римская, и флорентийская мозаика, и чеканка, и металлическая сварка, и сграффито, барельефы, горельефы. Наверное, нет такой техники, материала, кроме пластика, в котором, наверное, советские монументалисты не поработали. Второе — это смыслы, очень интересные, которые не потеряли актуальность до наших дней. Ведь эти мозаики — отнюдь не обязательно с какой-то пропагандой. Там зачастую говорится о космосе, о науке, о ценности детства или материнства, о профессии, о профессионализме, об учебе. Особо интересно собирать эти мозаики в свою персональную фотоколлекцию по всей России, по всему Советскому Союзу, потому что национальные школы формировались и отражались в мозаиках, которые выполнялись, скажем, в Узбекистане, в Грузии, в Армении. Тоже самое можно сказать и о Казани. Когда мы видим мозаику на «Тюбетейке» у Московского рынка или на театре Галиаскара Камала. Здесь огромные глубины, которые ещё предстоит исследовать, в том числе, туристам.

Спасибо за внимание!

БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ И СВЕЖИХ НОВОСТЕЙ НА КАНАЛЕ "Реального времени"

Еще материалы на канале: Общественники просят спасти знаковое сграффито на здании КНИТУ в Казани