Найти тему

Почему меня что-то бесит?

Почему иногда бывает так, что какой-то человек/факт/событие — прям сильно бесит и раздражает?

Г. Гантрип писал, что противоположность любви — не ненависть, а безразличие. Из его логики, если вам кто-то/что-то не нравится, вы просто проходите мимо. Не желая вступать с этим в контакт. Не испытывая к этому особого интереса или каких-то других чувств. (Здесь важная ремарка: при условии, конечно, что этот кто-то или что-то не переходит ваших границ, а просто существует в мире).

Но отчего же иногда так много чувств? Когда бесит, например, картина, просто висящая на стене; чья-то внешность; или тот факт, что вокруг все "кто ни попадя" создают какие-то курсы...

Я знаю один курьезный случай (не из практики), как женщина, вполне преклонных лет — несколько месяцев писала жалобы во все муниципальные инстанции которые смогла найти — с требованием развернуть памятник Чкалову (в моем родном Н.Новгороде) "передом к реке". Ее очень бесило, что он стоял лицом к городу, а спиной к воде. "Это просто возмутительный плевок в душу всем проплывающим теплоходам" — считала она.

Есть обывательские предположения почему внимание иногда цепляется за какую-нибудь фигню и вызывает так много чувств. Из серии: "что нас в других бесит то, что есть в нас самих" и "что ты сам чего-то хочешь, себе не позволяешь"...

Но не всегда этих фраз достаточно, чтобы хоть как-то прояснить картину, не понятно верить им или нет, и никакой структуры они не дают. Бесят!)

__________________________

Одно из самых адекватных, простых и структурированных объяснений этому явлению я нашла у Дж.Энрайта. Делюсь.

Итак, что же это может быть за процесс такой в вас, который порождает энергию, превращающуюся в ярко-негативную оценку?

 1. Проекция.

Когда, действительно, не нравящееся качество объекта оказывается тем качеством, которое человек чувствует в себе, но не хочет признавать своим собственным.

Пример: "Женщина находит картину неприятной, потому что картина "бросается в глаза и доминирует". Когда она признает в себе тенденции навязываться и доминировать, негативная оценка картины падает почти до нуля."

 2. "Внутренние незавершенные дела".

Когда не нравящееся качество — не мое, а нечто, по отношению к чему у меня есть незаконченное дело.

Пример: "Женщина избрала в качестве объекта неудовольствия шрам на лице партнера. Когда она сосредоточилась на этом шраме, она внезапно вспомнила случай из детства, связанный с детским велосипедом, полный страха, крови и боли. Пережив полностью эту ситуацию, пережив до сих пор запертые чувственные реакции на это событие, она обратилась к партнеру и обнаружила, что шрам перестал вызывать в ней какие-либо негативные чувства."

 3. "Внешние незавершенные дела".

Когда неприятный стимул напоминает вам о каком-то действии, которое вы должны были или хотели предпринять, но не выполнили или не выполняете. В этом случае раздражение скорее относится к вам самим по поводу не делания этого, но кажется, что легче направить его на посторонний объект.

Пример: Я думала сама о курсах или лекциях, которые могла бы создать. Но так этого и не сделала. И теперь испытываю много раздражения к тем, кто не просто об этом подумал, но и смог реализовать. Как только я направлю свою энергию для реализации этой задумки или приму решение от нее отказаться совсем, моя реакция, вероятно, может измениться... Надеюсь)

Как вам такие объяснения? Узнали себя в каком-то примере?

Понравилась статья? Подписывайтесь на Телеграм-канал автора, чтобы не пропустить новые материалы.