Я хотела в этом блоге писать только о красивом, позитивном, а если и о грустном, то с послевкусием надежды.
Но сегодня затрону тему по услугам частных мастеров, а именно мастеров по ремонту ноутбуков/компьютеров.
Ноутбук – такая важная, рабочая лошадка, даже для тех, кто смотрит на нем только сериальчики – поэтому хочется знать, что его действительно качественно продиагностируют.
На авито в прекрасном Санкт-Петербурге огромное количество объявлений по ремонту. Верить отзывам на 2ГИС, например уверенно могу сказать – можно. Верить отзывам на авито – рулетка. Мастера могут себе позволить любую некачественную работу, потому что при таком большом количестве людей в городе, репутация не на первом месте. Клиенты это просто поток – ушел один, придут два, ушло два – придет ещё один и так по кругу. Психология людей такова, что не каждый человек оставит честный плохой отзыв или начнет «мучать» мастера, чтобы он все-таки на совесть сделал как обещал, чтобы объяснял все по-нормальному. Люди скорее махнут рукой и найдут следующего. Это как будто из серии – итак в жизни хватает проблем, только тут конфликта не хватало.
Кстати, про авито: там такой шквал вакансий на удаленку с легкими деньгами, они растут как грибы – одно блокируют, тут же с другого аккаунта возникает очень похоже. Тема такая – копирайтеры, оставлять отзывы, заполнять карточки товаров, редакторы, отвечать в чатах на вопросы. Я хотела написать об этом пост, как чуть не попалась на очень хитрую схему мошенников, потом передумала, но все же думаю надо. Тем более все скрины есть.
История с ремонтом моего ноутбука началась с мастера Е., у которого очень много прекрасных отзывов на авито. Ответил на мой запрос очень быстро, договорились о встрече очень быстро.
- Вежливого/скрытого агрессора сложно сразу разглядеть. Это человек, который ведет себя очень вежливо и спокойно. Только на уровне своей интуиции и ощущений можно почувствовать его неприязнь к вам как к клиенту, ведь явно её такие люди не показывают. Это может быть секундный говорящий взгляд или ухмылка на лице, или поворот головы в момент того, когда вы что-то говорите, или тон голоса. Все эти мелкие детали сложно уловить, потому что мы же не физиогномисты. Плюс в этот момент ты больше думаешь о себе и том желании, чтоб твой ноутбук отремонтировали.
Мастер Е. создал хорошее впечатление, отвечал на все мои вопросы, дал два варианта по ремонту, скинул ссылки на детали, которые нужно закупить. Далее всегда быстро отвечал, когда я уточняла моменты, которые не поняла. В общем, очарование.
Я по жизни с такой философией, что лучше найти в каком-то деле одного лучшего специалиста, чем постоянно бегать по разным, сравнивать их прайс, думать об экономии.
История закончилась тем, что мастер Е. заменил вентилятор, переустановил винду, карту памяти новую поставил, продиагностировал ноутбук по скорости, снова ответил на все вопросы (это важные детали, потому что ремонт в целом с закупкой деталей обошелся, конечно, не в 5000 руб.)
На этом закончилась история ремонта. И началась история агрессии, абьюза я бы сказала, история того, когда «специалист» максимально вежливо, аккуратно ведет себя в начале и как далее ему неинтересен клиент, когда за твои же деньги частные мастера начинают хамить и не хотят нести гарантийной ответственности за свою работу.
Первый скандал произошел на следующий день после ремонта и второй уже в июле.
На следующий день у меня возникла проблема с интернетом (он пропал вообще). Конечно, сразу пишешь мастеру, последнему, кто вскрывал твой ноут. И вот тут человек себя показал. Как грамотно он меня довел, при этом оставаясь спокойным. В моменте я даже реально подумала, что я дура. Подробности диалога не буду писать, кроме как вот какого момента шизофреничного уже в июле:
Мастер Е.: Я уверен, что вы не выполняете мои рекомендации по содержанию ноутбука.
Я: О чем именно вы говорите?
Мастер Е.: Я видел фото в ваших сторис и там ноутбук не стоит на подставке. А потом вы рассказываете, что он снова стал перегреваться. Вина ваша.
Я: Понимаю о каком фото речь. Во-первых, это всего лишь сторис и фото старое. Во-вторых, на ней другой ноутбук. Почему вы не можете признать, что во время ремонта что-то пошло не так? Это же можно исправить?
Мастер Е.: Во время ремонта не могло быть что-то не так. Это ваша мнительность. Вы не выполняете мои рекомендации по содержанию ноутбука.
И так мы долго говорили по кругу. Он задолбил меня одними и теми же фразами про мнительность и невыполнение различных рекомендаций)
- Так абьюз и работает – человек упрекает как бы невзначай, может посмеяться и упрекнуть в мнительности. Мастер Е. одновременно вошел в положение и тут же принизил мое мнение. Ему вообще было не нужно, неинтересно признать, что он мог при ремонте допустить ошибки (что выяснилось в итоге с другим мастером). Ему вообще не нужно, неинтересно было приехать и устранить проблему. Но зато ему было очень интересно своим мягким давлением, своими аккуратными подколами, спокойным голосом довести до слез.
Я сама была в шоке, что какой-то левый посторонний человек, какой-то частный мастер с авито при том, что качественно не сделал работу, умудрился довести меня до крика и слез. Если бы вопрос услуги стоил 1000 рублей, то я (скорее всего), попив вкусное кофе с зефиркой, моргнула и забыла.
- Что по итогу хочется сказать:
- Пишите честные отзывы о работе частных мастеров, ведь после вас люди снова и снова запинаются об Это. Такая трата времени и нервов происходит.
- Если есть возможность найти мастера по рекомендации, то лучше так.
- Если неприятная ситуация уже произошла, то прежде чем выйти на разговор нужно подготовиться, выдохнуть эмоции, апеллировать только фактами (продуманными, выписанными возможно на бумажке).
- Быть готовым к тому, что ваше мнение принизят (это легко, когда не разбираешься технически в вопросе).
- Уметь отмолчаться на колкости.
- Агрессор будет делать вид, что не услышал и будет задавать одни и те же вопросы. Вас же потом и обвинит, когда доведет.
- Обязательно вовремя остановить диалог, если чувствуешь, что не хватает аргументов. Лучше признать, что вам нужно подумать или сослаться на важный звонок.
В общем, кто понял тот понял мой посыл и эту историю, которая в целом заставила меня задуматься о том как важно иметь в окружении хороших, надежных специалистов вообще в любой услуге.
По поводу мастеров по ремонту ноутбуков – это действительно проблема в большом городе. Они ничего не боятся как будто и не чувствуют ответственности. У них количество, а не качество.
Конечно, я не про всех!
P.S. Фото из шедеврального музея "Небылицы" в Питере. Потом ещё расскажу об этом месте.