Всем Хэлоу, с вами Андрей Кострикин!
Наверное, каждый, кто хоть раз обрабатывал фотографии в Lightroom, photoshop и ему подобных редакторах, видел непонятные «горы» в окошечке сверху. Обычно все не обращают внимание на них, хотя, если разобраться, они дадут вам всю информацию об изображении по свету и цвету. Эти самые «горы» — это гистограмма. Простыми словами, это график распределения пикселей с различной яркостью на изображении.
К слову, гистограмму используют не только фотографы, но и видеографы при съемке сцен — она позволяет оператору следить за освещённостью кадра.
Существует гистограмма яркости (серая), оценивавшая яркость кадра, и гистограмма RGB, которая совмещает все цвета в изображении.
Начнем с гистограммы яркости.
На горизонтальной оси отображается яркость оттенков на изображении — от самого тёмного (чёрного) слева до самого светлого (белого) справа. На этой оси отображается количество пикселей той или иной яркости. Чем столбик выше, тем больше пикселей такой яркости на фото. На этом графике больше всего темных по яркости оттенков. Средние и светлые оттенки почти отсутствуют. А сама фотография выглядит вот так:
Фотография в низком ключе, светлых участков почти нет, свет от окна дает довольно малое количество света на изображении в целом.
А тут пример обратный, я подключил вспышку, но забыл закрыть диафрагму. Фотография ушла в брак, ее уже не спасти, даже если он снят в формате RAW, но как пример неплох (глаза у парня на месте, с ним все в порядке).
Гистограмма при этом совершенно отличается от предыдущего примера – темных полутонов нет, зато средних и, особенно, светлых навалом.
Ну что ж, теперь мы научились понимать, где право, а где лево, где точка черного на гистограмме, а где точка белого.
Гистограмма, утекая то в левую, то в правую часть, наваливаясь на границы гистограммы, свидетельствуют о потере информации то в темных, то в светлых участках кадра. При обработке уже не вытащишь из некоторых областей информацию. В первом случае – из теней. Во втором – из пересвета.
Вообще, из небольшого пересвета (или пережога) информацию вынимать гораздо труднее и заметнее, чем из темных участков. Лучше изображение слегка недоэкспонировать и вытянуть в редакторе, чем маяться со светлыми пятнами на фотографии. Если вы снимаете в солнечный яркий день под палящим солнцем, и у вас не получается сделать меньше выдержку, а ISO на минимуме, то на помощь вам придут ND-светофильтры на объектив. Они работают как солнцезащитные очки для фотоаппарата, у вас получится фотография темнее, даже если ISO и выдержка на предельных значениях, а кадр нужно сделать на открытой диафрагме, для величайшего Боке!
Что ж, а как должна выглядеть гистограмма при правильно проэкспонированном кадре? Она должна быть похожа на удава, который съел снимавшего его фотографа National Geographic, ну или холмы, если вам так понятнее.
Конечно же, данные гистограммы вы можете использовать при съемке как помощник, можете следовать правилам, можете от них отходить. Ведь фотография — это про творчество, а в нем вы сами устанавливаете правила. Вполне существуют фотографии в низком ключе, есть и в высоком. Первая фотография в статье, когда невеста стоит перед окном и ждет жениха, снята в низком ключе, ее я отдал заказчику, и им она очень понравилась.
Кстати, вы заметили пики на последней гистограмме? Это вполне возможный и частый вариант — они свидетельствуют о том, что у вас контрастное изображение, много как светлых, так и темных участков. Главное, чтобы не было участков по краям графика.
Гистограмма RGB
В то время как гистограмма яркости описывает только экспозицию кадра, по гистограмме RGB можно судить о конкретных цветах на фото. На ней отображен график цветовых каналов отдельно на каждый цвет, а также общую гистограмму для всех каналов сразу.
Гистограммы каждого канала окрашены в свои цвета. А также представлены в едином графике. Принцип её построения аналогичен гистограмме яркости — слева тени, по центру — полутона и яркие области справа.
Также, как и в гистограмме яркости, наплыв гистограммы на границы свидетельствует о потере информации в светах, то же получается и с цветами. В таком случае вместо текстуры изображения на фото будут цветовые пятна.
Что ж, теперь мы разобрались с этой фичей в редакторах и наших камерах и станем чуть меньше тупить во время обработки.
Подписывайтесь на мою группу VK, там вы можете вдохновиться на новые съемки: https://vk.com/phokysvtebe