От долгого сидения в жаркую погоду где-то в беседке на участке нашла на меня какая-то необыкновенная усталость. Двигаться не хочется, думать не хочется, делать что-то тоже не хочется... К тому же спина побаливает. Муж мой молодец: утром завёл машину и скомандовал: "Едем!" Куда и зачем - как всегда в это лето - по дороге. На этот раз совсем недалеко всего километров 10-11.
Сегодня село Черленково - самое обычное. Здесь есть и полуразвалившиеся домики и совсем новые, есть небольшой магазинчик, когда-то была школа и библиотека. Главные достопримечательности теперь - Черленковское водохранилище, до которого из села всего-то пару шагов, и разрушенная Никольская церковь. Сюда-то мы и отправились сегодня.
Село расположено в центральной части округа, примерно в 8 км к югу от райцентра Шаховская, на левом берегу реки Рузы, у плотины Верхнерузского водохранилища. Главное, что изумило, это высота горки, на которой стоит храм. В справочнике написано: высота центра села над уровнем моря 215 метров.
Конечно для меня интерес представляет история и села и храма. Придётся поискать информацию.
Само село не такое уж и старое. С середины XV века Черленково было вотчиной князей Хованских. Оно входило в Хованский стан Волоцкого уезда. Хованские - древний род, потомки великого князя Литовского Гедемина. Фамилию свою они получили от стана на реке Хованка в верховьях Рузы, где располагались их земли.
У этого разрушенного храма явно есть свои тайны. Первой и самой обсуждаемой является тайна даты его возведения.
Хронологические границы строительства каменного храма в Черленкове в различных источниках устанавливаются по-разному. Достоверно известно, что он был сооружён не позднее 1562 года. Но в каком году было начато строительство? Возможно храм появился ещё до 1540 года, когда этими землями владел князь Иван Андреевич Хованский. Судьбу князя изменила его сестра Ефросинья. В 1533 году она вышла замуж за князя Андрея Старицкого - младшего сына Ивана III, и таким образом Хованские породнились с правящей московской династией Рюриковичей. Вполне вероятно, что именно в этот короткий период взлёта князей Хованских, князь Иван Андреевич и начинает строительство каменного храма в своей вотчине Черленково.
Однако, довольно скоро и Старицкие, и князь Хованский стали жертвами борьбы за власть.
Князь Иван Андреевич Хованский умер в 1540 году, и по завещанию село Черленково вместе с деревнями и пустошами было передано вкладом по его душе в Иосифо-Волоцкий монастырь. Хованские имели в монастыре родовую усыпальницу, где и был похоронен князь. Монастырь же на землях близ Рузы ставит свой "филиал".
Проведенные в 1981 г. натурные и археографические исследования по памятнику позволили получить о нем достаточно полное представление. Существующее здание Никольской церкви заключает в себе наслоения двух строительных периодов. Его древним ядром является четырёхстопный, одноглавый, квадратный в плане храм крестовокупольной конструкции, с тремя пониженными алтарными полукружиями. Здание сложено из кирпича 27,5x12,5, 13x7 см на булыжных фундаментах и дубовых связях. Размеры четверика – 13x13 м, толщина стен – 1,3 м. Подкупольные столбы незначительно смещены к востоку. В середине XIX в. древнее здание подверглось капитальной перестройке.
Источник: Кавельмахер В.В. Никольская церковь в селе Черленкове (неизвестная постройка «осифовских старцев» середины XVI в.). В кн.: Материалы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация». М., 1984. С. 69-72.
Известно, что монастыри строили для своих крестьян в вотчинах исключительно деревянные церкви. Между тем Никольская церковь своими размерами превосходит все дошедшие до нас каменные вотчинные церкви в частновладельческих селах. Эта вместительная крестовокупольная постройка могла быть соборной монастырской, но никак ни приходской, ни тем более сельской вотчинной церковью.
Тот же автор пишет:
В расходной ведомости Иосифо-Волоколамского монастыря за 1547-1561 гг. мы встречаем две расписки «Черленковского игумена Гаврилы», взявшего ругу за 1551/52 и за "прошлый" 1550/51 гг. (особый характер записей позволяет сделать предположение, что игумен Гаврила брал ругу у казначея в первый раз). «Черленковскому игумену» деньги выдавались также в 1554-1557 гг., а в 1560 г. ругу получил «черленковский поп Игнатей». Упоминание игумена означает, что в указанные годы в Черленкове был монастырь, причем «степенью» выше, чем два «ближних» Иосифо-Волоколамского монастыря – Спировский и Богорадный (там в это время начальствовали настоятели в звании «строителей»). Попа Игнатия мы встречаем, кроме того, в поздних приписках к Описи ризницы и книгохранительницы Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г., где под 1560/61 г. записан вклад «Игнатия игумена черленковского».
Хозяйство монастыря было совсем небольшим. В некогда полноводной Рузе для Иосифо-Волоцкого монастыря ловили рыбу. В селе было всего четыре крестьянских двора. Однако, просуществовал Черленковский монастырь совсем недолго. В 1562 году Черленково вместе с селом Ярополец и ещё 16 деревнями было обменено Иваном IV на другие царские владения. Обычно царь выменивал у монастырей только хозяйственные села и никогда не касался монастырских богомолий и пустыней. Зачем государь отобрал у иосифлян недавно построенный дорогостоящий храм и выгнал иноков (и существовал ли Черленковский приписной монастырь в принципе) достоверно неизвестно. Но Никольский храм навсегда сделался сельской приходской церковью.
Во время польско-литовского нашествия в 1612 году Черленково было разорено, но храм уцелел. В 1626 году в Черленково на реке Рузе ещё были видны следы разорений, но в селе - "церковь Святителя Николая и семь мест церковных келейных, а сами же кельи были сожжены поляками и русскими ворами".
В 1678 году село принадлежало князю Александру Михайловичу Шаховскому, а в 1692 году досталось его дочери княжне Федосье, которая в 1700 году вышла замуж за стольника Семёна Гавриловича Наумова, после Семёна Гавриловича в 1733 году селом владели их дети Александр и Иван. Они продали свои части села в 1730-х годах Спиридону Ивановичу Ковырзину. Впоследствии приписной монастырь был обращен в приходскую церковь, земли же отошли в казну. Ну а в середине XVIII века бывшие казённые земли прикупил московский фабрикант и обер-директор Михаил Петрович Гусятников. Но только построил себе "небольшой домишко", производство здесь так и не начал. А, впрочем, хотел ли начать?
В середине XIX века село уже снова числилось как государственное имущество. Храм был капитально перестроен. Верхнюю часть разобрали до нижней отметки храмового карниза, перелицевали все окна, перебрали своды и арки алтарной части, переделали внутренний интерьер, пристроили трехъярусную колокольню. В то время землю в Черленково для устроения мельницы покупает волоколамский мещанин Михаил Васильевич Лаврицкий. Но почему-то про мельницу никто так и не вспомнил...
В 1862 году в селе было 25 дворов и 185 жителей. Каждый год в мае в Николин день проводились большие торговые ярмарки. На них съезжалось множество народа из окружающих деревень.
Клировая ведомость за 1877 год. сообщает:
"Николаевская церковь с. Черленкова Престол один. Зданием каменная, в 1842 г. на сумму церковную с помощью прихожан к ней пристроена двухпрестольная трапеза каменная с такой же колокольней, теплая, в ней престолы Введения во храм Пресвятой Богородицы и Св. Пророка Илии. Кругом церкви ограда каменная с такой же сторожкой вне церковной ограды. Часовни, принадлежащие церкви, существуют издревле в дер. Вишенках, Хавани, вероятно, на месте прежде бывших церквей, потому что при них находятся кладбища, а в деревне Замошье тоже существует издревле, но неизвестно почему, часовни деревянные.
Причт - два священника, диакон, исправляющий должность псаломщика, и 2 пономаря. Дома у причта собственные, деревянные на церковной земле".
В 1899 году, в самом практически конце века, в Черленково "приключился интересный случай".
В вышедшей в 1906 году книге И. Ф. Токмакова "Город Волоколамск Московской губернии и его уезд" повествуется об ажиотаже, возникшем в 1899-1900 годах из-за стихийно распространившихся слухов о якобы святой земле с одной из заброшенных могил с местного кладбища.
Первая волна ажиотажа началась с весны 1899 года, когда однажды пожилой крестьянке села явился во сне некий человек Филипп, будто бы забитый насмерть при господах. Она решила, что он находится в особой милости у Бога, отыскала на старом кладбище вросший в землю камень без надписей и объявила, что нашла место упокоения Богоугодного человека. Ну нашла и нашла... Вроде бы тогда об этом и забыли.
Вторая волна началась в следующем, 1900 году. Её начало было связано с ярмаркой, которая проводилась в Черленкове ежегодно в Николин день. Как описывает И. Ф. Токмаков,
"в этом году некоторые, вспомнив прошлогодний рассказ о богоугодном человеке, покоящемся на старом кладбище, пошли туда полюбопытствовать. Сначала образовалась куча, а затем она выросла в целую толпу. Тогда народ бросился к могилке и стал было брать с неё землю. Затем в Черленково со всех сторон потянулся народ. Панихиды шли одна за другой. Все спешили брать землю с могилы: здоровые для здоровья, больные в надежде исцеления. Стали говорить, что земля от всего помогает, что её можно есть, и её брали и ели, настаивали ею водку и пили и подбавляли в чай. В Черленкове появились кликуши, слепые, хромые, горбатые, параличные, сифилитики. Приезжали даже из губерний. Распространились слухи о чудесах. Ждали со дня на день вскрытия мощей. Панихиды служились и в церкви на кладбище..."
Всё это привело к резкому возрастанию спроса на предметы культа, обычно приобретаемые паломниками. По свидетельству того же Токмакова, "...изготовлялось и продавалось в один день по несколько тысяч просфор. Уездный свечной склад не успевал поставлять для церкви свечей".
Возникший ажиотаж обернулся неожиданной прибылью не только для церкви, но и для сельчан:
"Всех богомольцев не вмещало в себе имеющееся в селе трактирное заведение, и каждая изба обратилась в чайную лавочку, где поили приходящих чаем, продавали съестное, кувшинчики для воды, платочки для земли. Ситный, баранки пекли чуть ли не возами, и все разбиралось нарасхват, при двойных ценах.
Ожидания приезжавших и приходивших в Черленково богомольцев, что вот-вот будут вскрыты мощи и новое святое место будет надлежащим образом узаконено, не сбылись. Сведения о стихийном массовом паломничестве вызвали крайнее недовольство как у светского, так и у епархиального начальства.
"Сначала был вызван в Москву старый священник и после опроса устранен от места; затем поручено прокурорскому надзору произвести строжайшее расследование причины слухов, влиявших на массу, и если окажется, что они распространялись с целью получить материальную выгоду, то привлечь виновных к законной ответственности".
Тем не менее, как констатировал автор пять лет спустя, в 1906 году, "вера в богоугодного человека не поколеблена, и паломничество простодушных богомольцев в Черленково продолжается по-прежнему".
Никольский храм в Черленково пережил революцию 1917 года и был закрыт уже в 1938 году, когда были арестованы последний служивший здесь священник Виктор Моригеровский
и староста храма Ирина Смирнова, сегодня причисленные к Новомученикам Шаховского района.
В 1942 году в здание храма попала бомба. Так что пострадавший во время обстрелов осени 1941 года, он вообще остался без крыши и части окон. Полностью была разрушена колокольня храма. После войны во всё ещё крепком здании устроили овощехранилище и склад. Колокольню разобрали окончательно. Впрочем, всё как всегда...
Прошло столько лет, а храм словно законсервировали... Внутри чудом сохранились остатки фресок, сделанных здесь во время перестройки храма в XIX веке. Жаль только не все надписи на них видны и читаемы. И с каждым годом изображения становятся всё меньше
Удивительно, но купол и крест уцелели, позволяя птицам сидеть и наблюдать за окрестностями с недоступной для иных живых существ высоты.
Никольский храм включён в список порушенных святынь Московской епархии и ожидает реставрации. Святое место, несмотря на трудности, живёт. В 2000 году при Никольском храме в Черленкове создана православная община. Рядом с храмом в последние два года проходят молебны и совместные молитвы. Настоятель храма проводит в нём или рядом с ним богослужения.
Внутри храма даже есть уголок памяти расстрелянных в 1938 году священников.
Один из посетителей этого места написал в своих путевых заметках: "Сколько лет еще простоят эти руины? Наверное, будут укорять потомков ещё долго своим состоянием, пока окончательно не превратятся в пыль."
Так же, как и многие до нас с мужем, слегка задумавшиеся, мы решили подъехать к водохранилищу.
Низкие тучи совсем не мешали красоте . И я ещё подумала, что если бы было солнце, то я точно бы не смогла сделать снимки воды - она бы очень сильно бликовала. Пахло водой, водорослями и хвоей от стоящей рядом молодой сосны.
Мы украли у погоды несколько минут солнца, когда подъезжали в Черленково, несколько минут без моросящего дождя, но с грозящими им тяжёлыми тучами, когда осматривали храм. Домой возвращались уже в самую настоящую непогоду. А на телефоне у меня уже "висела" найденная в интернете красивая картинка неизвестного художника, которая поддерживала оптимистические мысли относительно этого памятника архитектуры.
Написать, что хочется надеяться на чудо и дождаться восстановления храма? Но это будет не совсем правдой. Надежда на чудо всегда есть, тем более, что сейчас появляются люди, готовые поддержать эту надежду...
А пока есть, что есть: далёкое от туристических маршрутов село с разрушающемся храмом. И домики с хозяйственными пристройками, стоящими прямо впритык к его стенам. Жизнь идёт дальше....
P.S. Если не сказано иное - представлены авторские фотографии.
В статье использовался материал из Википедии (рассказ об ажиотаже 1900 г) и с сайтов
1. https://cherlenkovo.cerkov.ru/o-xrame/
2. http://www.kawelmacher.ru/science_kavelmakher21.htm
Лайки помогают развитию канала!