Найти тему
Инженер идей

Как сделать любой метод универсальным на примере метода «Эвроритм»

В мире научной фантастики воображение не знает границ. Писатели переносят нас в далёкие галактики, знакомят с инопланетными цивилизациями, изобретают невероятные технологии и создают альтернативные реальности. Но за этим кажущимся хаосом фантазии скрывается ли какая-то система? Может ли существовать метод, который поможет нам не просто мечтать, а систематически генерировать новые идеи, развивать их и превращать в увлекательные сюжеты?

Генрих Альтшуллер, создатель РТВ (несколько методов развития творческого воображения), предложил такой метод – Эвроритм. Он основан на простом, но мощном приёме: любая фантастическая концепция может быть развита через изменение количества объектов или явлений, которые в ней фигурируют.

Представьте, например, фантастическую идею «летающий автомобиль». Эвроритм предлагает нам пройти через четыре этапа (в методе они называются этажами), меняя количество этих автомобилей:

· Этаж 1: один летающий автомобиль. Это может быть первый прототип, экспериментальная модель, созданная гениальным изобретателем.

· Этаж 2: много летающих автомобилей. Это уже не просто новинка, а часть повседневной жизни, изменившая облик городов и транспортную систему.

· Этаж 3: нет летающих автомобилей. Здесь мы отказываемся от самого объекта, но сохраняем его функциюпередвижение по воздуху. Возможно, люди научились летать самостоятельно.

· Этаж 4: летать по воздуху не нужно. Это может быть мир, где люди живут в виртуальной реальности или где расстояния уже не имеют значения.

Эвроритм работает по принципу «от простого к сложному, от конкретного к абстрактному». Изменяя количество, мы заставляем фантастическую идею эволюционировать, приобретать новые свойства и порождать новые сюжетные ходы.

В основе этого метода лежит глубокая логическая закономерность – связь между количеством и качеством. Когда мы увеличиваем количество объектов или явлений, они начинают взаимодействовать, образовывать системы, порождать новые свойства и возможности. И наоборот, когда мы уменьшаем количество до нуля, исходный объект исчезает, но его функция может быть реализована другими способами.

Нужно отметить, что фантастические идеи рождаются не всегда в порядке Эвроритма (один, много, ноль и результат не нужен). Первая идея может сразу родиться на любом этаже, но её развитие можно сделать на остальных этажах.

Самое интересное в том, что принцип Эвроритма можно расширить за пределы свойства «количество». Вместо количества мы можем взять любое другое свойство фантастического объекта или явления и пройти через те же четыре этапа: от низкого значения к высокому, к нулевому и к условиям, где свойство уже не актуально.

Например, вместо «Эвроритма количества» мы можем создать «Эвроритм скорости» для развития идеи «летающий автомобиль»:

· Этаж 1 (Низкая скорость): летающий автомобиль, который передвигается медленно, как воздушный шар.

· Этаж 2 (Высокая скорость): летающий автомобиль, способный развить сверхзвуковую скорость.

· Этаж 3 (Носителя скорости нет): для скоростного перемещения используется что-то другое.

· Этаж 4 (Скорость для перемещения не нужна): мир, где люди телепортируются и скорость передвижения уже не имеет значения.

Аналогичным образом мы можем создать «Эвроритм размера», «Эвроритм прочности», «Эвроритм интеллекта» и так далее, в зависимости от нашей фантазии и конкретной задачи.

Таким образом, Эвроритм – это не просто метод для генерации фантастических идей, а пример того, как можно любой метод использовать как основу для разработки универсального шаблона, логической формулы, которую можно применять для развития любой концепции, в любой области. Он помогает нам видеть скрытые связи между свойствами объектов и явлений, генерировать новые идеи и находить нестандартные решения для самых разных задач.

Сравните этот метод с другими методами, чтобы найти общее, например, с морфологическим анализом (метод «Морфологический ящик»), Гибридизацией или с методом «Изобретательский квадрат».

Мастерская творческих методов «Инженер идей».