Малыш подрос, и родители решают, что ему пора посещать детский сад. Возникают определенные трудности, справиться с которыми помогут знания принципов и особенностей адаптации ребенка в детском саду.
Важно понимать, что первые походы в сад – это стресс, связанный со сменой привычной обстановки, режима дня, отсутствием мамы, усвоением новых для него правил поведения и общением в кругу других детей и взрослых. Задача родителей и воспитателей минимизировать факторы стресса.
Степени адаптации ребенка
По мнению врачей и психологов уровень привыкания к детскому саду может различаться в зависимости от возраста, физиологических и психологических особенностей ребенка.
Различают три степени адаптации:
- легкая – у детей с крепким здоровьем и устойчивой психикой (до 1 месяца);
- средняя – более длительный период привыкания (до 2 месяцев);
- тяжелая – у детей с ослабленным здоровьем или психологическими проблемами (до 4 месяцев).
В первом случае ребенок быстро привыкает к новому режиму, питанию и общению со сверстниками. Во втором – он может испытывать беспокойство, плаксивость, нарушения сна и аппетита, которые постепенно проходят. Тяжелая степень может сопровождаться частыми болезнями, сильным стрессом, отказом от еды и общения.
Этапы адаптации
Чтобы снизить влияние факторов стресса, привыкание должно проходить в несколько этапов:
- Подготовительный – заранее заинтересовать малыша в посещении нового для него места. Нужно рассказывать о детях и воспитателях в позитивном ключе, познакомить его с распорядком дня в группе, можно поиграть в "детский сад" дома.
- Основной – помочь адаптироваться к изменениям. Постепенно увеличивать время пребывания в группе. Поддерживать связь с воспитателем, уделять внимание впечатлениям и эмоциям. Родителям важно быть терпеливыми и понимающими.
- Заключительный – фиксировать завершение процесса. На это указывает собственное желание ребенка ходить в детский сад, общаться с воспитателями и детьми, активно участвовать в жизни группы.
ВАЖНО! Во многом благополучное прохождение этапов адаптации зависит от родителей. Они должны объективно оценивать состояние ребенка и его готовность к общению со сверстниками в новой обстановке. Это поможет снизить уровень стресса и своевременно обратиться за помощью к психологу, если это необходимо.
Когда отдавать малыша в детский сад
Считается, что дети лучше всего привыкают к детскому саду в возрасте 2,5-3 года. В этом возрасте начинается возрастной кризис и становление самостоятельности личности, ребенок начинает сепарироваться от симбиоза с мамой и рассматривать себя как отдельную личность. В этих условиях поход в садик легче проходит, нежели когда эти процессы еще не начались и ребенок себя отдельно от мамы не мыслит. Чем младше малыш, тем труднее ему привыкнуть к саду. Поэтому, если есть такая возможность, лучше оставить детей до 2,5 лет дома.
Но бывают случаи, когда ребенок развивается быстрее и хочет общаться со сверстниками, активно играть и скучает дома. В таких случаях детский сад может быть хорошим решением, даже если ему еще нет 2,5 лет.
Состояние здоровья как фактор адаптации
Иногда даже здоровые дети, которые только начали ходить в садик, часто болеют, пугаться этого не стоит. В первые год-два иммунитет ребенка в саду сталкивается с новыми вызовами. Для его поддержания можно добавить в рацион ребенка сироп “Зайчонок Иммуно” - он повышает защитные силы организма и снижает риск развития вирусных заболеваний. Детей же с хроническими болезнями адаптировать особенно тяжело, и лучше делать это под наблюдением семейного врача. Это касается и гиперактивности у ребенка.
При чрезмерном беспокойстве, плаксивости, капризах, повышенной нервозности рекомендуется сначала стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, и только после этого он будет готов к смене обычного образа жизни и новому общению.
В этом помогут различные натуральные средства, биологически активные добавки к пище, например, “Зайчонок” как дополнительный источник витамина С, В6 и магния. Лекарственная форма препарата в виде сиропа, мармелада и леденцов позволяет выбрать удобный именно для вас способ применения.
“Зайчонок” разработан на основе натуральных компонентов, с добавлением витаминов, трав и сока. Препарат имеет высокую терапевтическую эффективность, не вызывает сонливости, заторможенности и привыкания, способствует снятию нервного напряжения. Он показан при гиперактивности, адаптации ребенка к саду или школе, раздражительности, трудностях со сном и чрезмерных умственных нагрузках.
Советы психолога родителям
Помните, что ребенок все видит, все слышит и все замечает. Поэтому эмоциональное состояние мамы во многом определяет его успех адаптации в новой обстановке.
Постарайтесь следовать несложным правилам:
- Оставьте свои страхи и опасения, связанные с посещением ребенком детского сада, доверьтесь опыту воспитателей. Дети чувствительны к тревоге родителей.
- Будьте внимательны к проявлениям собственных эмоций, избегайте негатива в разговорах о садике.
- Будьте приветливы с работниками учреждения, ребенок будет вам подражать и копировать ваше поведение.
- Внимательно относитесь к чувствам малыша, не игнорируйте его эмоции, помогайте ему их пережить.
- Объясняйте правила общения и условия в новой для ребенка социальной группе. Чем больше ребёнок будет знать о правилах, тем легче для него пройдёт период привыкания.
- Не паникуйте, если ребенок часто болеет. Болезни могут быть частью процесса адаптации к детскому саду.
Если Вам не удается справиться с собственными беспокойством и тревогой - попробуйте обратиться за помощью к психологу. Ребенку важно, чтобы родители были эмоционально стабильны. В противном случае ситуация для него будет пугающей, и адаптация осложнится.
Желаю Вам и Вашему ребенку успехов на новом жизненном этапе!
Спасибо, что дочитали. Не забудьте подписаться. Буду рада комментариям. Задавайте вопросы - рада общению. Всех люблю! Всем мира!