Найти в Дзене
Мастер Творцов

Питер Брейгель-старший – «Сорока на Виселице» (1568 год)

Пышный лесной пейзаж доминирует в этой работе предпоследнего года короткой жизни фламандского художника Питера Брейгеля-старшего (годы жизни 1525-1569). На заднем плане творения – фронтоны и черепичные крыши нидерландской деревни, а на переднем его плане слева группа молодых крестьян играет в поле, их совершенно не трогает строение справа от них, на котором и восседает одинокая сорока. Брейгель-старший никак не был откровенно политическим художником. Но эта работа, как и творение «Обращение Савла» (1567 год), указывает нам на его способность давать уклончивые комментарии о современном обществе. Виселица запросто могла бы стать вполне себе узнаваемым символом угнетения во время испанской кампании в Нидерландах, и судьба повешения ожидала многих религиозных агитаторов, которые частенько разоблачались из-за сплетен или предательства со стороны близких друзей. Таким образом, маленькая птичка в самом центре произведения приобретает мрачную аллегорическую значимость благодаря распространённо
Питер Брейгель-старший – «Сорока на Виселице»
Питер Брейгель-старший – «Сорока на Виселице»

Пышный лесной пейзаж доминирует в этой работе предпоследнего года короткой жизни фламандского художника Питера Брейгеля-старшего (годы жизни 1525-1569). На заднем плане творения – фронтоны и черепичные крыши нидерландской деревни, а на переднем его плане слева группа молодых крестьян играет в поле, их совершенно не трогает строение справа от них, на котором и восседает одинокая сорока.

Брейгель-старший никак не был откровенно политическим художником. Но эта работа, как и творение «Обращение Савла» (1567 год), указывает нам на его способность давать уклончивые комментарии о современном обществе. Виселица запросто могла бы стать вполне себе узнаваемым символом угнетения во время испанской кампании в Нидерландах, и судьба повешения ожидала многих религиозных агитаторов, которые частенько разоблачались из-за сплетен или предательства со стороны близких друзей.

Таким образом, маленькая птичка в самом центре произведения приобретает мрачную аллегорическую значимость благодаря распространённому в Нидерландах выражению:

«Сплетничать, как сорока».

В то же самое время в произведении чувствуется и нотка вызова: мужская фигура, испражняющаяся в кустах на переднем плане творения, намекает нам на отношение художника к испанской оккупации и напоминает ещё одно весьма распространённое нидерландское выражение:

«Срать на виселицу».

К слову сказать, оно означает, что люди должны бросать вызов власти и смерти.

Имеются некоторые предположения, что сам Брейгель-старший в конце собственной жизни мог стать жертвой злонамеренных сплетен, хотя никакое конкретное повествование и не подтверждает сию теорию. Однако хорошо известно, что он оставил данную работу своей жене, а поэт и писатель Карел ван Мандер (годы жизни 1548-1606) утверждал, что этот жест был слишком чрезмерным:

«Сорокой он имел в виду сплетников, которых он хотел бы видеть повешенными».
  • Художник – Питер Брейгель-старший
  • Название – «Сорока на Виселице»
  • Год создания – 1568
  • Размеры – 45,9 х 50,8 сантиметров
  • Материал – Масло на деревянной доске
  • Место нахождения – Музей Земли Гессен (Дармштадт, Германия)