Как сделать нашу волю непреклонной?
Надо хотеть, чтобы она стала непреклонной! Я понимаю, это звучит как шутка… но это именно так! Вы не хотите этого по-настоящему… Это от недостатка искренности. Если вы искренне посмотрите, то за намерением упрочить свою решимость вы увидите то, что этого не желает и только и ждёт секундного колебания с вашей стороны, чтобы взять верх. Если вы искренни, если вы действительно искренни, то вы ухватите за ухо эту часть, которая прячется, выжидает, затаившись и зная, что наступит секунда вашей нерешительности, когда она сможет выскочить вперёд и заставить вас делать то, что вы решили не делать…
Но если вы хотите этого по-настоящему, ничто в мире не может помешать вам осуществить своё намерение.
Но вы не умеете применять волю. А причина в том, что ваша воля не целостна. Если вы обладаете целостной волей, уверяю, никто и ничто в мире не заставит вас её изменить.
Но вы не умеете применять волю и на самом деле даже не хотите знать, как это делается. У вас есть только робкие пожелания: «Да, дела обстоят так… Но хорошо бы, если бы было вот так… Так было бы куда лучше… Да, я бы предпочёл, чтобы было вот так». Но это не намерение, не воля. И при этом всегда где-то в уме, с краешка, на задворках, прячется некая часть, которая смотрит на всё это и говорит: «А зачем вообще этого хотеть? В конце концов, с тем же успехом можно хотеть и противоположного». И пытаться… Не просто ждать… Ведь всегда можно найти тысячу оправданий для того, чтобы поступить наоборот. Для этого достаточно всего лишь крошечного колебания – фьють – и эта часть оказывается на переднем плане, и на этом всё. Однако если у вас есть воля, если вы действительно знаете, что это именно то, что вам нужно, и действительно хотите этого достичь, если вы сами целиком сосредоточены на своей воле, уверяю вас: ничто в мире не сможет помешать вам это сделать – вы либо сделаете это, либо окажетесь в ситуации, когда будете вынуждены сделать это, в зависимости от того, какого рода ваше намерение.
Вы хотите этого, да. Вы говорите себе: «Да, да, лучше, если бы было вот так. Да, так было бы намного приятней, красивей…». Но ведь вы существа слабые, верно? И потом, всегда можно свалить вину на обстоятельства: «Что-то повлияло извне, так сложилась ситуация».
Одно дыхание, и вы даже не знаете, что – что-то, секунда бессознательности… «Ой, тут я не был сознателен». Вы живёте бессознательно, потому что не принимаете… А причина всего этого в том, что вы не умеете применять волю.
Научиться проявлять волю очень важно. А для того, чтобы делать это по-настоящему, нужно сначала стать целостным. Если вы разрываемы противоречивыми стремлениями, если три четверти своей жизни вы не осознаёте ни себя, ни тех причин, по которым вы совершаете те или иные поступки, то разве вас можно назвать человеком? Вас не существует. Вы представляете собой некое скопище различных влияний, движений, сил, действий, реакций, но только не самостоятельное существо. Вы начинаете становиться существом только когда у вас появляется воля. А воля не может появиться, пока вы нецелостны.
И когда у вас есть воля, вы можете сказать Божественному: «Я хочу того, что хочешь ты».
Но не раньше. Ведь для того, чтобы желать того же, что и Божественное, у вас должна быть воля, иначе вы и желать-то не можете. Вы хотели бы, вам бы очень хотелось этого. Вам бы очень хотелось желать того же, что желает Божественное. Но у вас нет воли, которую вы могли бы предоставить в Его распоряжение. У вас есть только нечто аморфное, студенистое, как медуза… Масса доброй воли – я говорю о положительной стороне вещей, опуская всякого рода недоброжелательность, – масса полусознательной колеблющейся доброй воли…
Как можно укрепить волю?
Точно так же, как укрепляют мышцы, путём систематических упражнений. Возьми какое-нибудь дело, любое: то, которое тебе хочется делать, либо, наоборот, не хочется. Начни с какого-нибудь маленького дела, незначительного – не надо брать то, что затрагивает основы существа. Если это что-то такое, что ты, например, привык делать, ты с тем же постоянством начинаешь настаивать на том, чтобы этого не делать. А если тебе нужно что-то сделать, то ты заставляешь себя это делать, прикладывая волю, точно так же, как ты заставляешь себя поднимать гантели. Ты совершаешь усилие точно такого же рода, только оно больше направлено вовнутрь. Поупражнявшись на небольших делах, относительно лёгких, и добившись в них успеха, можно соединиться с более мощной силой и попробовать провести более сложный эксперимент. И постепенно, если заниматься этим регулярно, ты разовьёшь независимую и очень сильную волю.
В чём разница между волей и желанием?
Это совершенно разные вещи. Когда ты видишь, например, что что-то должно быть сделано, что это принесёт пользу – скажем, твой разум считает целесообразным сделать это, – в работу вступает твоя воля, которая выстраивает последовательность действий, необходимых для того, чтобы дело было сделано. Воля обладает силой вершить, воплощать в жизнь и должна быть предоставлена в распоряжение, должна служить осуществлению решений, принятых разумом либо высшей силой. Воля – это то, что согласованно, организованно, действует точно в соответствии с планом и полностью управляемо.
Желание – это побуждение, импульс. Оно захватывает вас, но за ним необязательно стоит какая-либо сознательная мысль. Это побуждение обладать чем-либо. Вы можете поставить свою волю на службу желанию, но желание — это не воля. Желание – это импульс.
Есть люди, переполняемые желаниями, но совершенно безвольные. Их, что называется, «снедают желания», но толку от этого мало, потому что из-за отсутствия воли они неспособны их осуществить. Большинство людей ставят то небольшое количество воли, которое имеется в их распоряжении, на службу своим желаниям.
Воля же несет в себе силу организации и может быть поставлена на службу какой угодно цели. Когда у человека есть воля, она приведёт его к определённой цели. Вот что такое воля.
Нельзя путать волю с желанием. Желание – это порыв: он охватывает вас, приковывает ваше внимание к чему-либо, завладевает вами. Если желаниям попустительствовать, они толкнут вас на какие угодно поступки и используют при этом вашу волю. Как правило, желание – это нечто будоражащее, неистовое, полное страстей, но преходящее. Редко, когда оно сохраняется в течение длительного времени – это не свойственно его природе, оно не способно на продолжительные направленные усилия. Когда вас охватывает желание, оно может заставить вас сделать что угодно – но это действия, совершаемые в порыве, а не последовательно и систематически.
Как осознать центральную волю?
Это уже другая сторона вопроса. Прежде всего нужно осознать, что в вашем сознании является самым высоким, самым истинным, наиболее близким ко вселенскому и вечному.
Это учишься видеть постепенно. Учишься отличать обычные поверхностные движения от движений внутреннего сознания с их различными градациями. И если заниматься этим в течение длительного времени и с определённой настойчивостью, то начинаешь осознавать, что именно движет высшую часть существа, что является идеалом существа. Другого способа нет. Иногда это пробуждается при чтении какой-либо книги, при разговоре, иногда более драматичным способом – вследствие какого-то неожиданного события, сильно вас встряхивающего, выбивающего из привычной колеи. Бывает, в моменты серьёзной опасности вы вдруг словно поднимаетесь над самим собой и превосходите свою обычную немощность, ощущаете, что внутри вас есть нечто более высокое, что может сопротивляться обстоятельствам.
Благодаря подобным ситуациям вы впервые соприкасаетесь с этим. А далее, последовательно и настойчиво развивая это, вы можете установить постоянную внутреннюю связь с этой частью существа. Но обычно на это требуется время. Однако в самый первый раз это случается неожиданно, по той или иной причине.
Это может прийти на волне очень сильной эмоции, глубокой печали либо огромного энтузиазма. Когда человек призван совершить некое особое действие в не совсем обычных обстоятельствах, он вдруг неожиданно чувствует, как внутри него словно что-то прорывается, открывается, он ощущает, будто поднялся над самим собой, встал на ступеньку выше и оттуда наблюдает за своим существованием, управляемым обычными чувствами. Если вы пережили подобный опыт, вы его уже не забудете, даже если это случилось всего один раз. В дальнейшем, сосредоточившись, вы сможете воспроизводить это состояние по собственной воле и таким образом развивать его – это первый шаг.
А потом всякий раз, когда вам нужно будет принять какое-то решение, вы сможете легко вызвать в себе это состояние, и в этом случае решение будет принято с полным знанием дела и с предвидением всех его последствий. Не думаю, что в мире найдётся человек – по крайней мере, среди людей развитых, – не переживший это состояние хотя бы раз в жизни: что-то прорывается, открывается внутри… и приходит понимание. И это настолько сильно изумляет!..
Когда это происходит, возникает ощущение, что только начинаешь жить, что до этого ты и не знал вовсе, что значит жить, и тут вдруг жизнь открывается перед тобой во всей полноте. Такое не забывается.
Еще больше информации на сайте: eternalsoul.ru