Герой России, летчик - испытатель, мой земляк Александр Коновалов.
Коль уж мы затронули авиационную тему, не могу не рассказать о замечательном человеке, летчике - испытателе Александре Коновалове.
Осенью 1981 года мне предстояло проходить преддипломную практику на ГАЗИСО – горьковском авиационном заводе имени Серго Орджоникидзе (сейчас – завод «Сокол»). Оказалось, что практиковаться мне предстояло проходить на ЛИСе (летно – испытательной станции) на должности авиамеханика. Выдали мне техническую спецовку, размером на два размера больше и определили в бригаду знаменитого авиамеханика Мамонова – кавалера многих орденов. Вместе со мной на аэродром попал и мой сокурсник – Геша Ремезков.
Стали мы осваивать азы профессии – в первую очередь, помогать обнаруживать в конструкции дефекты. Для этого с помощью вскрывались многочисленные лючки самолета и вскрытые места тщательно осматривались. После устранения выявленных недостатков, все лючки закрывались с помощью отверток. Помню, я занимался этим, сидя наверху фюзеляжа и пошутил: «Союз студенчества с рабочим классом», чем изрядно развеселил своих коллег - авиамехаников. Мы помогали при проведении работ и непосредственно на старте - участвовали в подготовке самолетов к полетам.
Все шло своим чередом и вдруг, очередным рабочим утром по аэродрому разнеслась весть – потерпел аварию и разбился самолет МиГ - 25, но летчик успел катапультироваться. Добровольцы могут поехать на место катастрофы для сбора обломков самолета. Услышав новость, я тут же подбежал к начальнику участка и попросил включить меня в список добровольцев.
Примерно через час мы были на месте происшествия. Самолет при падении пикировал, но не отвесно, а примерно под углом 30 градусов и срезал верхушки нескольких берез. Самолет, вернее, что от него осталось, лежал около асфальтовой дороги, параллельно ей. Да и лежал он плашмя как – будто целый, только весь сплющенный, как консервная банка.
Мы немедленно приступили к делу - ездили в кузове небольшого крана, который назывался «гусь» и с его помощью поднимали крупные обломки самолета и грузили их в кузов. Мелкие фрагменты мы поднимали руками и тоже забрасывали их в кузов.
Обломков было достаточно много, по мере разрушении конструкции самолета, они падали по его траектории падения.
На это ушел весь день, возвращались уже затемно, подобрав все обломки.
***
Через несколько лет мне удалось, что называется - волею судеб, довольно близко познакомиться с пилотом самолета, который потерпел крушение в тот погожий сентябрьский денек - с Александром Григорьевичем Коноваловым. После переезда на очередную квартиру, мы с ним оказались в соседних подъездах одного дома. Мы несколько раз встречались у меня дома, и я узнал все подробности того происшествия.
Александр Григорьевич работал на нижегородском авиазаводе «Сокол» с 1980 года (тогда он назывался ГАЗИСО) по 2005 год в должностях: летчик – испытатель старший летчик – испытатель – инструктор. С 1993 года по 2001 год выполнял воздушный показ самолетов Миг – 2193 и М- 101Т «Гжель на аэрокосмических салонах в Российской Федерации, Чехии, Объединенных Арабских Эмиратах. Всего за годы лётной работы налетал более 5000 часов и освоил 28 различных типов самолетов.
В сентябре 1981 года Александр Григорьевич проявил высочайший профессионализм и редкое самообладание, совершив немыслимое - покинул разрушающийся самолет Миг - 25 в катапультном кресле КМ – 1 на высоте 18000 метров и на скорости 2700 км/ час., что означает в 2,6 раза превышение скорости звука.
Официальный рекорд Гиннесса по катапультированию на высоте составляет 17 000 метров, так что на 1000 метров меньше высоты катапультирования Александра Коновалова. К сожалению, рекорд Александра, естественно, не был засчитан.
Впоследствии Александр Григорьевич неоднократно высказывал свою благодарность создателям катапультируемого кресла КМ – 1. Катапультирование на высокой скорости – вещь очень рискованная. При катапультировании с началом высоких скоростей, скоростным напором иногда летчикам отрывало головы. Советские конструкторы создали КМ – 1 – совершенную систему безопасности, позволяющую сохранить жизнь летчику как при нулевой высоте и скорости, так и при сверхзвуке. Кстати, создатели кресла прописали в своей инструкции, что катапультирование можно производить до скорости 2600 км/час, Александр катапультировался при скорости 2700 км/час. Так что и тут он поставил рекорд.
Спустя ровно 10 лет после этого удивительного события был снят небольшой фильм – интервью в 1991 году. Вел интервью известный нижегородский журналист Александр Цирульников.
Вот рассказ Александра Коновалова из этого интервью: «Произошел отказ левого двигателя, связанный с тем, что было разрушение конструкции левого сопла. Увеличились обороты турбины левого двигателя до 127% примерно за две десятых секунды, после чего было ее разрушения, если не ошибся, левой турбины, она разбила хвостовую часть, самолет потерял управление, все это случилось примерно за одну секунду. Через это время он уже вращался вокруг двух осей – продольной и вертикальной оси. Я потерял зрение примерно через полсекунды, сначала у меня сузилось зрение, потом полностью потеряно. Я ощущал вращение только своим телом – вот эти витки большие. Было ясно, что нужно катапультироваться. Сначала я подумал, что ничего не выйдет, что жизнь закончена, потом сумел катапультироваться, правой рукой предварительно выключив двигатели. После момента катапультирования, появления дымки в кабине и следующее, что я помню: я нахожусь в кресле, примерно горизонтально земле, то есть своей спиной, кресло продолжает полет чашкой навстречу потоку (чашка закрывает летчика от волнового удара) и внизу с шипением проносятся обломки самолета. Спуск длился примерно три минуты, по расчету, на высоте 3500 метров открылся парашют, после чего я беспокоился только о том, чтобы нормально приземлится, что и удалось сделать».
Оказывается, при катапультировании вследствие боковой перегрузки у Александра пропало зрение, к счастью, оно тут же восстановилось. На следующий вопрос Цирульникова: «Через сколько времени после этого Вы снова полетели?», Коновалов отвечает: «Не более, чем через месяц».
Александр Коновалов рассказывает и отвечает на вопросы спокойно, его речь выдержана. Один из комментаторов этого интервью заметил, что сейчас даже доктора наук так грамотно не разговаривают.
Да и сам я в общении с Александром отмечал в нем это качество - его ум и высочайший уровень его интеллекта. Об этом свидетельствует одно из его человеческих качеств – ироничность и чувство юмора. Улыбка никогда не сходит с его лица. Он очень общителен и раскован, и начисто лишен какого – либо зазнайства и снобизма.
Живет Александр Григорьевич Коновалов в Нижнем Новгороде.
Страна по достоинству оценила заслуги Александра Коновалова – в 1997 году ему было присвоено высокое звание Героя России.
И я горжусь знакомством с этим замечательным мужественным человеком, настоящим Героем, настоящим рыцарем неба! Хочется пожелать ему здоровья и долгих – долгих лет жизни!