Найти в Дзене

Внешнеторговый контракт. Какие нюансы стоит учесть?

Оглавление

Начну с истории. Мне повезло, моим руководителем был Сергей Викторович Иванов - руководитель службы сопровождения экспортно-импортных операций и таможенного оформления АО "Решетнев", ранее известное как ФГУП "НПО ПМ". До назначения Михаилом Федоровичем Решетневым на эту должность, Сергей Викторович у легендарного соратника Королёва работал заместителем по качеству. Человек на заводе известный был и всеми уважаемый. Вот он мне рассказал такую историю.

Немного из истории

Дело было в далеком 1994 году, тогда ещё про таможню мало что знали. В проработке был контракт с французами на создание космического аппарата. Сергей Викторович поехал на таможню и спросил:
- Что нужно для таможенного оформления?
- Привезите для начала контракт - ответил таможенник.
- Вам весь контракт привезти?
- Конечно, везите весь, - сказал таможенник. Странный вопрос подумал он.

На следующий день приезжает Сергей Викторович с копией контракта в двух коробках, положил на стол таможеннику.
- Это что???!!! - удивленно и одновременно испугано спрашивает таможенник.
- Контракт, с приложениями и спецификациям, - отвечает Сергей Викторович, - Весь!
- Я это всё читать не буду. Где у вас прописаны условия поставки?
Сергей Викторович листает контракт, находит статью и говорит:
- Орбитальная позиция 36° в. д.
- Нет! Такие условия поставки не пойдут! - испугано восклицает таможенник, - Мне нужно по ИНКОТЕРМС!
- А что такое ИНКОТЕРМС? - в свою очередь удивленно спрашивает Сергей Викторович ...

Что должно быть во внешнеторговом контракте?

Особенность внешнеторговых контрактов такая, что договариваются две стороны, которые существуют, как правило, в двух разных юрисдикциях, с разными законами и деловыми практиками. Поэтому важен некий базис на основе которого можно было бы договариваться. Для этого и был разработан ИНКОТЕРМС. Что это такое можно почитать в интернете, например, здесь официально или по простому здесь.

Поэтому внешнеторговый контракт, его проект, разрабатывается любой из сторон исходя из своей деловой практики и далее согласовывается с другой стороной и как правило привязывается по базису ИНКОТЕРМС к какому либо условию поставки, который понятен каждой стороне.

В-первую очередь это нужно для определения цены товара. Так любой поставщик отправляющий товар на экспорт знает уровень своих затрат как минимум на условиях EXW (с завода) и FOB (до перевозчика). Например, вы можете увидеть цены на этих условиях на портале Made-in-China.

Во-вторых это надо для распределения рисков по утери товаров, а значит и по распределению зоны ответственности между договаривающимися сторонами.

Помимо, базиса о чем ещё надо договариваться? Что важно? Вот ответ из нашей деловой практики с комментариями:

Статья 1. Предмет договора. В ней необходимо договориться кто продавец, кто покупатель и какие условия поставки.

Статья 2. Валюта и сумма Контракта. Собственно какой объем контракта и в какой валюте будут платежи.

Статья 3. Порядок и сроки расчетов. Название говорит само за себя. В основном договариваются про аванс и его размере.

Статья 4. Условия поставки. При каких условиях поставка будет осуществлена. Например:
4.1. Поставка Товара осуществляется на условиях FCA Пекин, Китай (INCOTERMS-2020).
4.2. Срок поставки товара не позднее 15 календарных дней с момента оплаты Покупателем.
4.3. Условие поставки 100% предоплата.

Статья 5. Качество Товара, упаковка и маркировка. В ней мы договариваемся о том как должен быть промаркирован товар, что должна быть нанесена информация об отправителе и получателе, указан вес и габариты грузовых мест, какие документы и в скольких экземплярах должны быть отправлены с грузом. Также прописываются требования по качеству, чтобы потом можно было составить претензию на несоответствие ему.

Статья 6. Гарантия. Прописываем условия по которым товар может быть возвращён, если он оказался бракованным. Если этой статьи не будет, то трудно будет обосновать на таможне процедуру реэкспорта.

Статья 7. ФОРС-МАЖОР. Условия поставки могут быть нарушены из-за событий непреодолимой силы. Их надо прописать. В нашей практике был один случай, когда у поставщика в результате землетрясения был разрушен завод и они не смогли вовремя отгрузить товар.

Статья 8. Арбитраж. Крайне важная статья. Постарайтесь настоять на российском законодательстве, это сможет уберечь вас от необходимости дорогостоящих услуг юристов в другом государстве в случае споров.

Статья 9. Срок действия настоящего Контракта. Прописываем не только срок действия контракта, но также и язык исполнения контракта. Если у вас прописан русский язык, а сам контракт выглядит как на этой картинке, то не нужно будет предоставлять перевод документов в таможню.

-2

Статья 10. Реквизиты Сторон. Конечно, контракт должен подписан, а адрес и реквизиты вашего контрагенты должны быть проверены.

Ничего не забыли?

В заключение несколько советов:

  1. Делайте все документы на двух языках, в том числе на русском, это позволит экономить на услугах переводчиках.
  2. Обязательно договаривайтесь об арбитраже, в каком суде будете решать споры. Вот хорошая статья на эту тему.
  3. Есть минимум, которого стоит придерживаться, мы привели его в статье, но если по условиям контракта есть важная составляющая, то обязательно о ней договаривайтесь в контракте, устные договоренности зачастую ничего не значат из-за различий культур.