Найти тему
Волшебная Индия

Практика самьямы в традиции Патанджали

Оглавление

Йога Патанджали, изложенная в его труде "Йога-сутры", является одной из наиболее значимых и влиятельных систем йоги. Центральное место в ней занимает практика самьямы - высшая ступень йоги, объединяющая концентрацию (дхарана), медитацию (дхьяна) и самадхи. Самьяма считается ключом к обретению сверхспособностей (сиддхи) и достижению освобождения (кайвалья).

В этой статье мы подробно рассмотрим концепцию и методы практики самьямы согласно традиции Патанджали, ее место в системе аштанга-йоги, а также ее значение и эффекты.

Определение самьямы

Термин "самьяма" происходит от санскритского корня "yam" со значением "контролировать, обуздывать, ограничивать". Буквально самьяма переводится как "полный контроль, обуздание". В контексте йоги Патанджали это означает полный контроль и остановку колебаний ума (читта вритти ниродха).

Патанджали дает определение самьямы в "Йога-сутрах" 3.4: "Эти три [дхарана, дхьяна и самадхи] вместе называются самьямой." То есть самьяма - это синтез трех высших ступеней аштанга-йоги:

- Дхарана (концентрация) - фиксация ума на одном объекте.

- Дхьяна (медитация) - непрерывный поток концентрации на этом объекте.

- Самадхи - полное поглощение объектом медитации, растворение субъект-объектной двойственности.

Таким образом, самьяма - это медитативное погружение в объект, предмет или идею, при котором сознание полностью сливается с ним, что позволяет постичь его истинную природу. Это состояние описывается как "савикальпа самадхи" - недвойственное самадхи с тонким восприятием объекта.

Место самьямы в системе аштанга-йоги

Самьяма является венцом восьмиступенчатого пути йоги (аштанга-йоги) Патанджали. Это финальные три ступени, которым предшествуют:

1. Яма (воздержания)

2. Нияма (предписания)

3. Асана (позы)

4. Пранаяма (контроль дыхания)

5. Пратьяхара (отвлечение чувств)

Первые пять ступеней служат необходимой подготовкой, очищая тело и ум, успокаивая ум и отстраняя его от внешних объектов. Это позволяет практиковать три внутренние ступени (антаранга садхана) - дхарану, дхьяну и самадхи, составляющие самьяму.

Самьяма - это кульминация всей практики йоги. Патанджали утверждает: "Самьяма - средство для постижения тонких, скрытых и удаленных объектов" (Йога-сутры 3.5). То есть самьяма открывает двери к высшему знанию и сверхспособностям.

-2

Методика самьямы

Самьяма практикуется путем концентрации на выбранном объекте. Это может быть внешний предмет (например, изображение божества), часть тела (например, аджна-чакра), дыхание, мантра, абстрактная идея (например, сострадание) или даже само сознание.

Процесс самьямы включает следующие этапы:

1. Дхарана. Ум фиксируется на объекте концентрации, удерживая непрерывное внимание на нем. Отвлекающие мысли и ощущения отсекаются.

2. Дхьяна. Поток концентрации на объекте становится непрерывным. Ум полностью поглощен объектом, не отклоняясь.

3. Самадхи. Различие между медитирующим и объектом медитации исчезает. Возникает прямое невербальное постижение истинной природы объекта.

Самьяма может практиковаться постепенно, начиная с грубых внешних объектов и переходя к более утонченным. В идеале самьяма должна выполняться в состоянии пратьяхары (отстранения от чувств), асаны и пранаямы. Медитация проводится с открытыми глазами, внимание удерживается в межбровье (бхрумадхья).

Патанджали дает следующее наставление: "Или [самадхи достигается] преданностью Ишваре" (Йога-сутры 1.23). Преданность богу-творцу Ишваре рассматривается как мощнейший метод для достижения самадхи. Повторение священного слога Ом, обозначающего Ишвару, также используется как объект самьямы (Йога-сутры 1.27-28).

Эффекты самьямы

В "Йога-сутрах" 3.16-3.48 Патанджали перечисляет множество эффектов и сверхспособностей (сиддхи), которые возникают в результате практики самьямы на различных объектах. Вот некоторые из них:

- Знание прошлых и будущих жизней

- Понимание звуков всех живых существ

- Знание тонкого, скрытого и удаленного

- Знание устройства тела, органов чувств и ума

- Левитация, хождение по воде, нечувствительность к жаре и холоду

- Невидимость, неслышимость, телепортация

- Власть над материальными элементами

- Всеведение, ясновидение, яснослышание

- Бессмертие

- Полный контроль над телом и умом

Важно отметить, что Патанджали предупреждает о соблазне и опасности привязанности к этим силам. Он утверждает, что они являются препятствиями на пути к освобождению и должны быть превзойдены (Йога-сутры 3.50-3.51).

Самьяма и кайвалья

Конечная цель йоги Патанджали - не обретение сиддх, но достижение освобождения (кайвалья), выхода из круговорота рождений и смертей (сансары). Кайвалья описывается как полная изоляция Пуруши (истинного Я) от материи пракрити.

Самьяма на самом процессе различения Пуруши и пракрити ведет к этому конечному освобождению. Патанджали говорит: "Благодаря практике различающей способности приходит знание Пуруши" (Йога-сутры 3.49) и "Тогда наступает кайвалья" (Йога-сутры 3.56).

То есть через самьяму йогин реализует свою истинную духовную природу, отличную от преходящего тела-ума. Самьяма растворяет ложное отождествление с умом (аханкара), уничтожает клеши (омрачения) и самскары (следы прошлых действий). В результате наступает освобождение, описываемое как состояние чистого сознания и абсолютного блаженства.

Самьяма, объединяющая концентрацию, медитацию и самадхи - это квинтэссенция йогической практики в традиции Патанджали. Она считается прямым инструментом для постижения истины, обретения сверхспособностей и достижения конечного освобождения.

Последовательное применение самьямы очищает и трансформирует ум, раскрывает скрытые силы сознания и в итоге приводит к реализации истинного Я. Самьяма - это финальное усилие йогина на пути к кайвалье, прорыв из мира двойственности и страданий в беспредельность чистого осознавания.

Без практики самьямы йога Патанджали остается неполной. Лишь соединение глубокой концентрации, медитации и самадхи способно привести к конечной цели йоги.

-3