Найти тему
В духе и истине

Покаяние

«Покаяния двери отверзи мне, человеколюбивый Господь» «Плач мой» (Святитель Игнатий Брянчанинов)

Многие, даже верующие люди, не знают, что первая заповедь, которую дал нам Христос, была о покаянии: «Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17).

Учение Христово – это не только чтение святого Евангелия, но, прежде всего, его практическое исполнение. Бог желает, чтобы люди творили Его волю, а воля Отца Небесного как раз и заключатся в исполнении заповеди Иисуса Христа. Первая заповедь Сына Божия – начало духовного пути. Покаяние – это двери, и кто не раскроет их, тот навечно останется за оградой Божественного отчуждения.

Может ли выздороветь больной человек, который больным себя не считает, а потому и не принимает никаких мер к собственному выздоровлению? Разумеется, такому человеку не избавиться от недуга. Так и грешникам, каковыми мы являемся, невозможно очиститься от страстей, если не принести Богу достойного покаяния. Потому-то Христос и говорит: «…не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Марк 2:17).

Того, кто считает себя здоровым, Бог никогда не избавит от греха; но ставших на стезю покаяния Христос не только исцелит, но ещё и просветит духовно. Кающийся грешник увидит свои душевные недуги и гнездящиеся в его сердце страсти. Встав на путь исправления и очистившись (сначала от грубых, смертных грехов), кающийся грешник всё больше начинает усматривать в себе более тонкие греховные страсти. Со временем обнаруживает в себе греховные навыки, которые настолько сроднились с ним, что как бы стали свойством его натуры. Греховный навык повелевает человеком и управляет им (яркий пример – нарко- или алкогольная зависимость). Об этом святой апостол Павел говорит: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Послание к Римлянам 7: 22-24).

Вставший на путь покаяния начинает видеть погибельность своего положения, и тогда к нему приходит осознание его духовной нищеты. Осознание духовной нищеты – это проблески духовного выздоровления. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3). Покаяние и осознание своей духовной нищеты – это первая ступень небесной лестницы, по которой душа восходит к Богу. Падший человек воздыхает и плачет о своей гибнущей в пучине житейских страстей душе, но Христос таковым вселяет надежду: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» Матф. 5:4),

Желающим спасения необходимо творить Божию волю – исполнять заповеди Христовы, но многие считают этот путь трудным и весьма скучным. Зачем трудится над собой, зачем принуждать себя ко всяким лишениям, когда, как утверждают всевозможные лжеучители, обрести духовные дары можно без особого труда – иным и весьма лёгким способом. Сегодня со всех экранов предлагаются альтернативные духовные практики, которые якобы ведут к быстрому и глубокому раскрытию человеческого духа. Люди, обольщённые различными экстрасенсами, магами и прочими колдунами, спешат получить от них сверхъестественные способности. Но в действительности все эти сомнительные практики ведут человека прямой дорогой в ад. Неочищенная в покаянии от грехов и страстей душа насильственно пытается проникнуть в потусторонний мир, чтобы оттуда черпать космическую мудрость. Таким Христос сказал: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник» (Иоанн, 10:1).

Все мы крайне небрежно относимся к словам Спасителя, который обещал в наследство своим последователям Царство Небесное, а потому и не исполняем Его заповедей. Да и зачем нам Его Царство, когда мы не знаем, что это такое? Вот если бы земной царь пообещал нам царство в наследство, вот тогда бы возрадовалась наша душа – не правда ли? А может, стоить поверить Христу? Может, стоит поверить святому апостолу Павлу, который о Царстве Небесном написал: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»? (1-е послание к Коринфянам 2:9).

Бог каждого живущего на Земле призывает к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матфей, 11:28).

Бог каждому живущему на Земле желает отдать в наследство Своё Царство Небесное, а выбор – принять это наследство или отказаться от него – остаётся за самим человеком, потому как Бог никого не принуждает, но говорит: «По вере вашей да будет вам» (Евангелие от Матфея, Мф., 9:29).