Найти тему
Чайный Дом Сугревъ

Павел Михайлович Третьяков: «Вписать самовар в картину»

Всем нам хорошо известна картина Василия Максимовича Максимова (1844-1911) «Всё в прошлом». Ее замысел родился в 1866 году, когда Максимов работал учителем рисования в Шубине – родовом имении графов Голенищевых-Кутузовых (родственников прославленного полководца), расположенном в Корчевском уезде Тверской губернии. В начале 1880-х годов художник сделал ряд этюдов и эскизов, а в 1888-1889 годах писал уже картину. Работал он в расположенной на берегу Волхова усадьбе Любша, принадлежавшей еще родителям его жены-дворянки. В феврале 1889 года картину выставили на 17-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, в апреле ее купил Павел Михайлович Третьяков, давно поддерживавший Максимова.

Детали чаепития – фарфоровая чашка явно ампирных форм, старомодные самовар и стоящий на нем чайник-кофейник – дополняют общую картину былого. Но вот что любопытно: изначально самовар и чайник на полотне были другими. В Ивановском областном художественном музее хранится подтверждающий этот факт первоначальный (1885 год) вариант картины. А потом Павел Михайлович Третьяков в письме художнику от 11 апреля 1889 года написал: «Летом на воздухе нужно Вам сделать этюд самовара, только действительно старинного, а после, зимой как-нибудь, вписать его в картину. Я ее могу Вам привезти тогда». Иными словами, Максимов вписал другой самовар в ту картину, что Третьяков у него купил. Всего потом художник сделал более сорока авторских повторений своей картины; на всех присутствует «старинный» самовар, рекомендованный Третьяковым.

Вариант картины (1885 год) из собрания Ивановского областного художественного музея
Вариант картины (1885 год) из собрания Ивановского областного художественного музея

Василий Максимович Максимов, «Всё в прошлом», 1889 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Василий Максимович Максимов, «Всё в прошлом», 1889 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи