Найти в Дзене
Всё о М.И.Ф.ах

Главные музыкальные темы из кинофильмов. Volume 1

Оглавление

Как известно, у каждой художественной картины есть своя главная музыкальная тема. Она демонстрирует зрителю стиль повествования и помогает окунуться в общую атмосферу сюжета. В данной статье речь пойдёт о нескольких главных мелодиях из фильмов и их интересных фактах относительно создания. Приятного чтения и прослушивания!

«12 стульев» (1971)

Александр Зацепин и Леонид Дербенев написали песню «Полосатая жизнь», которая должна была звучать во вступительных титрах фильма Леонида Гайдая «12 стульев» (в качестве главной темы). После прохождения худсовета экранизацию принесли на предпремьерный закрытый показ, где присутствовала министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Во время показа она встала и сказала:

– Эту песню, товарищи дорогие, из кинофильма надо выбросить! Она сразу оторвётся от экрана, и её будут распевать на всех углах. Хватит того, что советские люди поют «А нам всё равно»!

В итоге, из песни убрали текст и остался инструментал. Однако спустя некоторое время «Полосатая жизнь» прозвучала в фильме-концерте «Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика», который был основан на популярных комедиях Леонида Гайдая. Удивительно, что эту песню исполнял не только Валерий Золотухин, но и весь ансамбль (актёры, снимавшиеся у Гайдая).

«Джентльмены удачи» (1971)

Главную музыкальную тему из фильма Александра Серого знают все. Но мало кто знает, что она возникла из воспоминаний композитора Геннадия Гладкова о его собственном детстве. Даже по подобному поводу он рассказывал в одном из интервью:

– В нашем дворе жили прообразы таких «джентльменов удачи», я с этой шпаной общался в детстве. Наигрывал им на аккордеоне всякие мелодии, «Мурку». И эта тема у меня еще оттуда осталась, с детства запала в душу. Она не придумана, а с конкретными людьми была связана. Я начал импровизировать и сыграл.

«Крёстный отец» (1972)

Известной мелодией фильма Фрэнсиса Форд Копполы является «The Godfather Waltz», как главная тема фильма. Она была создана на основе The Symphony No. 1. Яна Сибелиуса.

Поначалу кажется, что мотив принадлежит Вито Корлеоне. Медленный вальс сопровождает его появление на экране и исполнение его приказов. После отхода дона от дел эта тема не исчезает. Например, сцена расправления с предателем. Мелодия исполняется трубами, как и в начале фильма, но при смене кадра с Майклом звучит язычковый гобой. Так музыка и монтаж подсказывают, кому перейдёт роль главы семьи еще до финала. В финале вновь звучит главная тема. Можно понять, что Майкл занял место отца и стал доном. «The Godfather Waltz» олицетворяет момент полного перевоплощения Майкла в криминального авторитета.

Не зря действие происходит в контексте католического ритуала в церкви. Такое впечатление, будто наследник Вито Корлеоне полностью отрекается от Бога и от жизни законопослушного гражданина. Вместо этого он обнажает свою жажду власти, которой не было у его отца.

«Назад в будущее» (1985)

Творческий тандем Земекис / Сильвестри сложился еще во время работы над картиной «Роман с камнем». Для сюжета «Назад в будущее» Сильвестри использовал оркестровую партитуру, чтобы создать звучание, контрастирующее с обстановкой маленького городка и происходящими в нём значительными событиями, меняющими время. Вот что по этому поводу говорил композитор:

– …В музыкальном отношении самым интересным оказалось то, что мы имели дело с дефицитом дорогих панорамных кадров. Их практически не было. По сути, всё, что было показано в фильме, было снято вблизи. Даже знаковое здание с часами — была всего лишь декорация на тесной площадке студийного городка. Где же масштабные съёмки? Их нет! И, в то же время, здесь есть место большому героизму, большой дружбе, большой любви и грандиозному приключению... Просто без эффектного, широкого, визуального ряда.
Боб Земекис сказал мне: "Алан, это должно быть масштабно!" Благодаря тому, что в основе фильма лежит отличная история с большими темами, подходящая музыка родилась очень быстро. Я понимал, что здесь нужна героическая музыка, что её нужно исполнять с размахом, и очень часто я оперировал понятиями из обычных песен: здесь тоже, как в песне, есть свои куплеты и припев. В одних местах происходит повествование истории, в других — звучит её празднование.

«Гарри Поттер и Философский камень» (2001)

Оригинальный саундтрек был выпущен в октябре 2001 года. Композитором выступил Джон Уильямс. Многие темы из этого сборника появлялись и в последующих картинах. Особенно, «Hedwig's Theme» («Тема Букли»), которая стала своего рода визитной карточкой со стороны поклонников и одновременно основным лейтмотивом со стороны всей франшизы о мальчике, который выжил. Удивительно, что каждый последующий композитор в своей работе стал использовать эту тему в определённом виде. Даже во время просмотра заключительной картины «Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 2» можно услышать композицию в эпилоге. Только она называется «Leaving Hogwarts». Но несмотря на изменение в названии, она, во-первых, звучит почти аналогичным образом, а во-вторых, отдаёт дань уважения композитору Джону Уильямсу, а также завершает всю историю.

«Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины» (2003)

Оригинальную музыку сочинил один из самых уважаемых и востребованных композиторов в киноиндустрии – Ханц Циммер. Поначалу он отказывался от предложения написать музыку, посчитав, что это самая худшая идея, которую когда-либо слышал. Но позже, когда он почитал сценарий и увидел съёмочный процесс, то был ошарашен.

Несмотря на то, что пираты буквально сразили, у композитора стояла проблема с занятостью, и он подключил к диснеевскому проекту другого композитора – Клауса Бадельта. Хотя больший вклад внёс именно он, фактически основная заслуга принадлежит обоим композиторам.

Таким образом, фильм «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины» положил начало целой серии приключенческих блокбастеров, а также подарил нам тему «He’s a Pirate», которая моментально пришлась зрителям по душе и за последующие годы набрала более 115 миллионов прослушиваний на Spotify.

Обо всём этом можно говорить постоянно. Одно известно точно: режиссёры продолжают делать всё возможное, чтобы главная музыкальная тема обрела настолько большую популярность, чтобы потом можно было с удовольствием переслушать. Что мы с вами так и поступим.