Найти в Дзене
Разноцветные грани

Георгий Никольский — советский художник-анималист, иллюстратор

Замечательная статья о встрече с книгой из детства на канале "Ника 1313 Книжные разговоры" напомнила о Георгии Никольском, советском художнике-графике, анималисте, заслуженном художнике РСФСР. Вернее, открыла для меня новую грань его творчества. Поскольку с иллюстрациями Никольского к книге стихов для детей Галины Лебедевой "Муравьиная страна" я ранее не была знакома. Вообще, и стихи из "Муравьиной страны", к сожалению, как-то прошли мимо меня, хотя Галина Лебедева мне, как и многим, известна с детских лет как автор прекрасного рассказа "Как Маша поссорилась с подушкой". Также по этому рассказу был снят не менее прекрасный мультфильм, который, думаю, многие тоже помнят. Ниже — некоторые иллюстрации к "Муравьиной стране". Источник: сайт книжного Интернет-магазина "Лабиринт". Очень порадовал медведь с полотенцем под мышкой и зайчата, купающиеся в корыте. Создатель этих иллюстраций, Георгий Евлампиевич Никольский (1906-1973 гг.), родился в Пскове, в семье ректора реального училища. В 192
Георгий Никольский. Автопортрет. Источник: Википедия
Георгий Никольский. Автопортрет. Источник: Википедия

Замечательная статья о встрече с книгой из детства на канале "Ника 1313 Книжные разговоры" напомнила о Георгии Никольском, советском художнике-графике, анималисте, заслуженном художнике РСФСР. Вернее, открыла для меня новую грань его творчества. Поскольку с иллюстрациями Никольского к книге стихов для детей Галины Лебедевой "Муравьиная страна" я ранее не была знакома. Вообще, и стихи из "Муравьиной страны", к сожалению, как-то прошли мимо меня, хотя Галина Лебедева мне, как и многим, известна с детских лет как автор прекрасного рассказа "Как Маша поссорилась с подушкой". Также по этому рассказу был снят не менее прекрасный мультфильм, который, думаю, многие тоже помнят.

Ниже — некоторые иллюстрации к "Муравьиной стране". Источник: сайт книжного Интернет-магазина "Лабиринт".

-2
-3
-4

Очень порадовал медведь с полотенцем под мышкой и зайчата, купающиеся в корыте.

Создатель этих иллюстраций, Георгий Евлампиевич Никольский (1906-1973 гг.), родился в Пскове, в семье ректора реального училища. В 1924 году семья Никольских переехала в Москву. Георгий, любивший животных, стал ходить в зоопарк и зарисовывать с натуры его обитателей, потом поступил в КЮБЗ —кружок юных биологов при московском зоопарке.

Два быка. Бумага, графитный карандаш. 24 x 30 см
Два быка. Бумага, графитный карандаш. 24 x 30 см
-6
Набросок лося. 1930-е гг.
Набросок лося. 1930-е гг.

В это же время в зоопарке часто работал известный художник-анималист Василий Ватагин, и таким образом Никольский случайно встретился и познакомился с ним. По совету Ватагина Георгий делает первую попытку приобщиться к профессиональному искусству и поступает во ВХУТЕМАС, однако затем переходит в МГУ, где учится на биолого-почвенном факультете.

После окончания МГУ Георгий Никольский по настоятельной рекомендации Ватагина начинает работать художником-иллюстратором. В 1935 году выходит первая проиллюстрированная им книга, "Страна зверей" Виталия Бианки. В это же время Никольский начинает сотрудничать с журналом "Мурзилка", в котором публиковались его рисунки.

Из журнала "Мурзилка", № 9, 1935 г. Источник: https://vchaplina-arhiv.livejournal.com/41049.html
Из журнала "Мурзилка", № 9, 1935 г. Источник: https://vchaplina-arhiv.livejournal.com/41049.html

В 30-е — 40-е годы, до начала Великой Отечественной войны, с иллюстрациями Георгия Никольского были изданы, в частности, "Лягушка-путешественница" В.М. Гаршина, "Каштанка" А.П. Чехова, "Рваное ушко" и "Чинк" Э. Сетон-Томпсона, "Мои встречи с животными" Ю. Фролова, "Поход за змеями" П. Барто, "Кинули" В. Чаплиной (иллюстрации к повести Веры Чаплиной, своей давней знакомой по КЮБЗ, Никольский создавал совместно с Дмитрием Горловым).

Осенью 1941 года Георгий Евлампиевич был призван в армию, но из-за болезни сердца был определён в запасной полк нестроевым солдатом. В середине войны он добился перевода из этого полка в действующую армию на Карельский фронт, где случайно встретился с художником Николаем Жуковым, с которым был знаком ещё до войны. Встреча с Жуковым, работавшим в то время в студии военных художников, привела и Никольского в эту студию, и окончание Великой Отечественной он встретил военным художником. Никольский создал множество рисунков на военную тематику, но, к сожалению, в настоящее время об их судьбе ничего не известно.

Иллюстрация к диафильму по сказке К. Чуковского «Тараканище». 1972. Бумага, смешанная техника, 24,5×33 см.
Иллюстрация к диафильму по сказке К. Чуковского «Тараканище». 1972. Бумага, смешанная техника, 24,5×33 см.
Рисунок к диафильму "Кот-скорняк" по сказке С. Маршака
Рисунок к диафильму "Кот-скорняк" по сказке С. Маршака
Рисунок к диафильму "Утренние лучи" по рассказу Д. Ушинского. 1958 г.
Рисунок к диафильму "Утренние лучи" по рассказу Д. Ушинского. 1958 г.

После войны Георгий Никольский вернулся к книжной графике, и к нему пришёл успех. Он стал одним из самых востребованных художников-анималистов, проиллюстрировал десятки книг разных авторов, среди которых Г. Скребицкий, М. Пришвин, Л. Толстой, Д. Мамин-Сибиряк и другие. Среди лучших работ Георгия Никольского 1950-х — 1960-х годов иллюстрации к книгам: Ивана Соколова-Микитова "Год в лесу" (1953—1955 гг, в четырёх книгах), Феликса Зальтена «Бемби» (1957), Веры Чаплиной «Кинули» (1959), Бернара Эйвельманса «По следам неизвестных животных» (1961). Также Никольский сотрудничал со студией «Диафильм», для которой выполнил серию рисунков к диафильму по книге Р. Киплинга «Маугли», а также рисунки к другим диафильмам.

Ниже представлены обложки некоторых книг и иллюстрации, созданные Георгием Никольским.

Обложка книги, вышедшей в 1945 г. в издательстве "Детгиз" с иллюстрациями Г. Никольского
Обложка книги, вышедшей в 1945 г. в издательстве "Детгиз" с иллюстрациями Г. Никольского
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28

Иллюстрации Георгия Никольского переносят зрителя в мир диких зверей и птиц, и этот мир всегда прекрасен. Этот по-настоящему бесценный мир хочется беречь и сохранять.

Никольский был художником, старающимся доводить своё мастерство до виртуозности. Залогом его успеха были тысячи набросок и зарисовок, сделанных в зоопарках, заповедниках и на дикой природе, тысячи километров, пройденных по лесам, степям и болотам.

Никольский изображал не только животных и дикую природу, его интересовало всё окружающее. Доказательством этого может служить представленная ниже линогравюра.

Ростов Ярославский. Бумага, линогравюра, 43х60, ( 30,3х50,5) см. Муниципальная картинная галерея г. Красноармейска Московской области
Ростов Ярославский. Бумага, линогравюра, 43х60, ( 30,3х50,5) см. Муниципальная картинная галерея г. Красноармейска Московской области

Георгий Никольский умер в Москве в 1973 году от болезни сердца. Через десять лет, в памятной статье, художник Виктор Дувидов дал такую характеристику творчества Никольского:

"Никольский был несомненно счастливым человеком. Целью жизни его и до войны (которую он прошел как художник-солдат) и после было страстное, пристальное наблюдение и изучение природы, её состояния, её изменчивости. Животные как неотделимая часть природы были центром его внимания. В его тетрадях и альбомах рядом с рисунками с натуры присутствуют словесные описания позы животного, поворота листа или ветки дерева, состояния вечера или раннего утра… Это был ищущий художник, доводящий своё мастерство до изумительной виртуозности… Работа в детской книге требует не только научных и художественных знаний, но и душевной щедрости, любви к природе. И этим талантом со всей полнотой был наделен Георгий Евлампиевич Никольский".

И очень радует, что сейчас переиздаются книги с иллюстрациями Никольского. Вот, например, страницы из переизданной издательством "Речь" книги об Умке, любимом многими читателями медвежонке, который задавал много вопросов.

-30
-31

Книги с рисунками Георгия Никольского объединяют поколения: их читали мы и наши родители, а сейчас читают наши дети и внуки.