Советский гигант автомобильной промышленности, Волжский автомобильный завод, не часто радовал потребителя новинками. Хотя, учитывая инертность всего автопрома появление любой модели воспринималось потребителем, что называется "на ура"!
Да, первые машины стали собираться на конвейере в марте 1982 года, но информация о новинке, призванной заменить "шикарные" "трешку" и "шестерку" появилась почти за год до этого. Правда тогда речь шла о созданном прототипе. Но, честно говоря, он мало отличился от серийной машины.
На самом ВАЗе машину называли не иначе как восьмая модель завода. И это при том, что "база" осталась все той же "копеечной". В народе ее часто называли "советским мерседесом". И было за что. Характерная для моделей из Штутгарта деталь, выпирающая радиатора решетка, руль с четырьмя спицами, кстати он был впервые сделан из вспененного полиуретана на жестком каркасе, квадратные блок-фары головного света. Все это легко, конечно только в сознании обывателя, переводило машины в разряд премиальных.
У машины был действительно новый капот, его пришлось делать таким из-за другой решетки радиатора, полностью измененная светотехника, другие бамперы и даже характерный молдинг проходившие в нижней части дверей, точнее на порогах. Конкурентов на рынке у "семерки" не было. Слабые попытки подстегнуть интерес к продукции АЗЛК окончился провалом. "Москвич 2140 SL" ну никак не дотягивал по параметрам до вазовской "семерки". Интересная деталь на 07-ой стояли первые отечественные(!) полностью пластиковые бамперы с хромированными накладками. В то время как АЗЛК заказывал такие для модели SL в Югославии. Кстати бамперы крепились на гидравлических опорах. А в дверях появились брусья.
Но конечно самой значительной деталью был именно интерьер. В этой машине все было в новинку. И цельные литые сидения анатомического типа, такая отсылка в автоспорту. Дверные карты и сами кресла были обтянуты велутином. И новая "торпедо" с оригинальной приборной панелью, ну про новый руль я уже говорил. "Борода" идущая от "торпедо" чем то напоминала "шестерочную" но была продлена до рычага коробки передач. Появилось масса кнопок, и впервые в отечественном автомобилестроении был установлен индикатор износа тормозных колодок. Красная контрольная лампа мигала при затянутом ручнике, а если же колодки полностью изнашивались, то она начинала гореть постоянно. Желтая лампочка могла сообщить водителю о падении давления в тормозной системе.
Конечно же был и гадрокорректор передних фар, впервые он появился в 1980 на модели ВАЗ-2105. На некоторых машинах стояли щетки для очистки головного света.
Что касается мотора, то это был вроде бы хорошо всем знакомый силовой агрегат от ВАЗ-2103 с объемом в 1458 "кубиков", но инженеры поставили новый карбюратор "Озон" с экономайзером принудительного холостого хода. ВАЗ декларировал в то время средний расход в 10,3 литра на сотню.
С одной стороны это была попытка вдохнуть в порядком устаревший ВАЗ-2101 вторую молодость. Да, кто-то скажет, что все решили обойтись малой кровью. Но на самом деле это не так. Конечно платформу, моторы и коробку никто не менял. Но любое технологические изменение, даже отсутствие поворотных форточек, требует большой работы. Я уже не говорю про разные капоты и оптику, салон и систему вентиляции в нем.
Это потом, уже в 90-е годы, выяснилось, что такая красивая и модная "торпедо" просто отрывается и даже на скорости в 60 км/ч так-же просто убивает правого пассажира. Что такой "модный" руль ломает грудную клетку водителю. Справедливости ради стоит отметить, что заднему правому пассажиру ничего не грозило, если он конечно был пристегнут.
Это все выяснилось после того как газета "Авторевю" на собственные деньги купила ВАЗ-2107 и провела краш-тест седана. Мы тогда делали единственную автомобильную программу в стране и довольно тесно сотрудничали с моим коллегой и товарищем Мишей Подорожанским. После двух публикаций в его издании и двух же сюжетов про тесты Иж и ВАЗ нам даже пришлось лететь в Тольятти(владельцами обоих заводов тогда являлась сильно криминальная группа СОК), так сказать на стрелку. Ведь, по мнению этих самых владельцев мы запустили "утку". И типа нужно все "разрулить". Мише тогда даже угрожали ножом, встретив его у подъезда дома.
К счастью был жив в то время создатель ВАЗ-2121 "Нива" Петра Михайлович Прусов, без авторитета и связей которого все могло закончится довольно плохо.
Но это было потом. А пока машина пошла в серию. Конкурировала она только с другой вазовкой моделью ВАЗ-2106. Хотя, конечно, выглядела много современней.
Со временем линейку двигателей и коробок расширили. Появились модификации с моторами от "пятерки" и "шестерки".
Кстати именно "семерка" в августе 1982 года удостоилась чести стать семимиллионным автомобилем ВАЗ. В 1984-м ей досталось звание восьмимиллионника.