Найти тему

Происхождение домового

Так кто же такой домовой и откуда он появляется в доме? Существовало несколько разных объяснений его природы. Вот некоторые из наиболее распространенных:

ДОМОВОЙ-ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ДОМАШНЕГО ОЧАГА (ДУХ ОГНЯ)

В подтверждение этой версии можно привести записанный тем же автором обряд, связанный с переездом молодой семьи в новый дом:

«Ровно в полдень по солнцу свекровь кладет в горшок горячие уголья и накрывает его скатертью; потом растворяет двери и, обращаясь к заднему куту, говорит: „Милости просим, дедушка, к нам на новоежилье“. После того она отправляется с горшком на новый двор, где хозяин с хозяйкою встречают дедушку-домового с хлебом-солью у растворенных ворот. Свекровь стучится в верею и спрашивает: „Рады ли гостям?“ Хозяева с низкими поклонами отвечают:

„Милости просим, дедушка, на новое место“. Свекровь идет в хоромы; впереди ее хозяин несет хлеб-соль, сзади провожает молодая хозяйка. В избе свекровь ставит горшок на загнетку, берет скатерть и трясет ею по всем углам, как будто выпуская домового; затем высыпает все уголья в печурку; горшок разбивают и зарывают ночью под передний угол дома».

Показательно, что суть обряда сводится к переносу части углей из старого очага в новый, что как раз и символизирует «переселение» домового. Из этого мы заключаем, что дух-хранитель дома живет именно в очаге и/или отчасти является персонифицированным образом огня как такового. Не потому ли в городских квартирах домовые как бы не живут и в городском фольклоре не встречаются, хотя можно было бы предположить, что переселяясь из деревень в города, люди принесут с собой старые поверья? Но, получается, что нет очага — нет и души у дома.

Сеть