В 12-й серии культового сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи», вышедшей на экране в 1978 году, в финальной сцене погони за преступниками можно видеть милицейскую БМВ 3-й серии. Для советских людей подобная техника была настоящей «западной экзотикой», которую большинство из них «живьем» никогда не видело. А в большинстве городов в роли патрульных машин Госавтоинспекции использовались обычные «Москвичи», «Победы», «Волги» и «Жигули» (на Украине встречались и милицейские «Запорожцы»). Москва в этом плане всегда выделялась на фоне других, там в окраске ГАИ можно было встретить не только «бэхи» и «Мерседесы», но даже знаменитый спорткар Porsche-911! Такая машина в экспериментальном порядке использовалась для перехвата нарушителей на автострадах. Помимо легковушек автоинспекция нередко ездила на специально переоборудованных автобусах разных марок. И все же самым экзотическим транспортом на службе ГАИ стоит признать… троллейбус ЯТБ-1.
Данная модель выпускалась на Ярославском автозаводе в 1936 – 1941 годах. Троллейбус имел деревянный кузов, весил около 9 тонн (без пассажиров) и развивал максимальную скорость 50 км/ч. Интересно, что ЯТБ-1 нередко использовали в качестве грузовиков. Например, в Москве во время Великой Отечественной войны на них перевозили дрова и продукты, а также стреляные гильзы от зенитных орудий, валявшиеся на улицах после отражения налетов вражеской авиации. Ярославские троллейбусы стали настоящим символом эпохи, хотя они были недолговечны и были сняты с большинства маршрутов уже в начале 50-х годов. Тем не менее, ЯТБ-1 за свою яркую карьеру успели даже послужить в Госавтоинспекции. На представленном фото видна такая машина с обозначением ГАИ в Ленинграде. Снимок датируется 1958 годом.
Конечно, у читателя сразу могут возникнуть вопросы, как именно троллейбусы служили в автоинспекции? Неужели не было более подходящего транспорта? Даже представляются сцены в духе комедии «Берегись автомобиля», как гаишники преследуют на «рогатом» нарушителя правил дорожного движения (представим изумленное лицо водителя, видящего в зеркало заднего вида несущийся за ним троллейбус с включенной мигалкой и сиреной), но погоня в итоге заканчивается вместе с окончанием контактной сети! В действительности все выглядело не столь драматично. Одной из функций ГАИ в советские годы была пропаганда повышения уровня культуры дорожного движения среди водителей и пешеходов. В 50-е годы автомобилей на дорогах было мало, были еще сильны старые привычки, поэтому шоферы зачастую ездили, как попало, а пешеходы шастали по проезжей части и переходили ее там, где заблагорассудится. Милицейские троллейбусы, оснащенные громкоговорителем и агитационными материалами, приезжали в самые опасные и аварийные места города, где проводили культурно-просветительскую работу. Предполагалось, что один лишь внушительный вид такого «гаишника» будет дисциплинировать народ!
Дмитрий ДЕГТЕВ