Напомню, речь идет о газовом мини-обогревателе для палатки. Начало здесь.
Итак, в летних условиях наша печь заработала и выдала свои первые киловатты. Но мне интересно, как она поведет себя в зимних условиях. Испытания при минус пяти градусах прошли предсказуемо успешно. Но при минус пяти градусах обогрев особо и не нужен, поэтому ни фотофиксации, ни замеров температуры не производилось. Ждем морозов.
Вот, в начале января 2024 года прогноз вангует долгожданные -30. Возле гаража (имитируем полевые условия) ставится палатка. В нее ставится печка. Выводится труба. Подключается аккумулятор. Из рукава пуховика достается и подключается к шлангу газовый баллон. Наготове турбо-зажигалка. Открывается кран. Слышится короткий «пшик» и тишина… Газ замерз, несмотря на то, что баллон до этого был в рукаве.
Понимаю, что температура металлических деталей печки такая же как на улице. Нужно подогреть. Таблетка сухого горючего под корпусом прогорает полностью. Корпус горячий. Открываю кран газа. Шипение очень вялое. Пламя зажигалки в камеру сгорания. Вялый красный огонек пару–тройку секунд покоптил и погас. «Да, что за ….?» - думаю я. Ослабляю хомут на шланге и отключаю его от форсунки. А из шланга мне на руки льется, оставляя белый налет, жидкая пропан-бутановая смесь. Газ мерзнет в шланге!!! Полное фиаско…
Даже фотографировать не стал от расстройства.
Время шло, а мысли вокруг темы все крутились. Как сделать так, чтобы газ подавался на форсунку как газ, а не как жидкость? Может так?
Может подавать его непосредственно снизу? Укоротить максимально трубку горелки и нарезать в ней резьбу под форсунку? Но в этом случае увеличивается высота конструкции, а баллон выносится из-под струи горячего воздуха, что непременно приведет к его замерзанию.
Необходима предварительная подготовка газа – подогрев. Решил сделать как-то так.
Идея была следующая. На трубки через электроизоляцию наматывается спираль нагревателя. При пуске на нее подается напряжение. Все равно аккумулятор с собой таскать. Трубки разогреваются и разогревают газ. После выхода печки на рабочий режим нагреватель обесточивается.
Выбор крана, подбор трубок, поиск человека, который паяет латунью (припой здесь расплавится даже тугоплавкий) … Время шло, занимался я всем этим эпизодически и вот в конце февраля неожиданно обещают -30 и надо полагать, в эту зиму это будут последние -30. Обещают завтра! А у меня еще не готов узел предподогрева! Но у меня было это!
Мне важно было не упустить завтрашний мороз. Мне важно было понять, насколько эффективным окажется горелка и теплообменник.
На фото заводская плитка от наших китайских друзей. Переделка заняла чуть более часа. Заводская плитка переделывалась с возможностью вернуть все назад. Убраны четыре стойки под кастрюлю. Откручен штатный рассеиватель горелки. На его место был накручен штуцер с заглушкой (см. предыдущие серии этого канала). В штуцере предварительно нарезана резьба М10. Перенесен электрод пьезоподжига.
Предыдущая версия печки лишилась подвала – металлической коробочки снизу. Потом все соединено винтами воедино. Получилось вот так.
Помню как сейчас: Субботнее утро. За окном вот так
По дороге в гараж я зашел в магазин и купил хлеба, сала и, для полной имитации полевого выхода, бутылочку, думаете коньячку? - нет, для полной имитации - водочки! Прежде чем начать – рюмочка за успех мероприятия. Ставится палатка 1,5х1,5. Края присыпаются снегом. Ставится печка с трубой, аккумулятор.
Подается питание на вентилятор. Подключается баллон. Открывается. Пошел звук «пшшшшш». Щелчок электроподжига. ЕСТЬ!!!!! На слух устанавливается расчетный расход газа (см. предыдущие серии). Ждем… Есть время отметить первый успех…
Время идет, температура в палатке поднимается. На баллон идет теплый воздух. 5 – 10 – 15 минут – полет нормальный. Происходило это вот так
Как видим, температура в палатке перевалила за 20 градусов при -26 снаружи. Палатка неутепленная. Максимальное значение температуры достигало 27 градусов, но при легком ветерке сразу падала градусов на 5, что неудивительно. На видео как бы слышен звук взлетающего самолета, на самом деле это особенности звукового тракта телефона, плюс АРУ накручивает усиление микрофона на максимум при отсутствии других источников звука. Шелест в трубе сравним по громкости с жужжанием вентилятора.
Подведем итоги. Если кратко: был удивлен. Я надеялся, что эта мелочь сможет нагреть воздух в палатке хотя бы до нуля при -30 за бортом. Но науку не обманешь и те результаты, что были получены на бумаге подтверждены экспериментом. Техническое задание, изложенное в стартовой публикации, выполнено полностью! Хотя не совсем... Был там пунктик о работе от большого баллона. Пока что я сюда шланг с редуктором подсоединить не могу. Поэтому анонсирую тему следующей публикации:
Газовая мини-печь. Доработка под редуктор.
Здесь мы вернемся к вопросу о предварительной подготовке газа и о стартовом подогреве. Далее планируется еще несколько тем:
Газовая мини-печь. Приготовление еды.
Газовая мини-печь. Зловещие эксперименты с элементами Пельтье.
Чтобы не потерять канал, присоединяйтесь господа! Присоединяйтесь!
Продолжение здесь