Найти тему
Компаратор

bespoke synth: бесплатная нодовая DAW-лаборатория

Оглавление

Не то новость, не то гайд... Без большого продолжения... Возможно что и зря...

13 сентября независимый разработчик Ryan Challinor, наконец-то представил первую версию своего открытого (выпущенного под лицензией GPLv3) мультиплатформенного модульного синтезатора - bespoke synth.

На мой взгляд, возможности этой программы выходят далеко за рамки обычного программного синтезатора и потому я рискнул причислить её к семейству DAW (Digital Audio Workstation).

Скачать программу можно по вышеприведённой ссылке для любой из операционных систем: Linux, Windows, MacOS.

Ну и поскольку выпуск этой программы представляется мне весьма знаменательным событием для мира цифровой музыки, то я решил посвятить этому программному пакету как минимум одну публикацию (в зависимости от читательского интереса к данной теме, количество статей может быть увеличено).

А теперь без лишних слов предлагаю сразу же и начать. Причём, в формате туториала.

Прежде чем начать

Итак, полагаю, к данному моменту bespoke synth уже установлен в вашей ОС и запущен. Пустая программная среда должна выглядеть примерно так:

-2

Обычно всё работает сразу и не требует первоначальной настройки программы. Но если у вас что-то пошло не так (почти наверняка программа непременно скажет вам об этом), то нажмите кнопку settings в правом верхнем углу рабочего окна и вы получите доступ к основным настройкам программы, где сможете выбрать ваш вариант звукового драйвера, а также указать ваш вариант пути к вашим VST-плагинам:

-3

Уверен, в таком нехитром наборе опций без труда разберётся любой мало-мальски опытный пользователь любой DAW

Если вы что-то измненили в настройках - перегрузите bespoke synth для вступления изменений в силу.

Теперь, вверху слева найдите одну из самых важных кнопок этой программы - кнопку Play/Pause (в виде треугольника или двух чёрточек) и, собственно, можете начинать творить.

ВНИМАНИЕ! bespoke synth не умеет отменять последнее действие! Будьте осторожны.

Извлечение первых звуков

Модули, необходимые для вывода звука (на нижеследующем рисунке - внизу справа), программа вам уже любезно предоставила. Осталось лишь ввести в среду какой-нибудь генератор сигналов и соединить его выход со входом любого из узлов output, выводящих звук "наружу" - то есть, сначала в вашу аудиокарту и далее - на динамики, подключённые к вашему компьютеру.

-4

Генератором звукового сигнала конечно же будет какой-нибудь синтезатор, взять который можно (и нужно) в одноимённом меню в верхней части окна программы.

-5

Если вы уже знаете название нужного вам модуля, то без основного меню программы можно и обойтись. Просто нажмите и удерживайте на клавиатуре клавишу с буквой (обязательно латинской!), соответствующей первому символу в названии модуля, и выбирайте этот модуль из разноцветного контекстного меню:

-6

Разноцветным контекстное меню сделано, конечно же, не забавы ради. Цвет обозначает определённые категории модулей: синтезаторы/генераторы - зелёные, а всё что связано с выводом и мониторингом сигнала - голубое

Итак, генератор сигналов появился (модуль sig gen, зелёного цвета)...

-7

... однако звука нет. Но его и не должно быть. Даже если кнопка Play / Pause (горячая клавиша Shift+p) уже нажата (как на рисунке вверху).

Это потому, что сигнал от генератора пока ещё просто никуда не идёт. Иными словами, мы ещё не определили маршрут для него.

Направить сигнал генератора на выход - проще простого. Просто захватите указателем "мыши" голубой кружок внизу зелёного окошка sig gen и потяните в сторону, не отпуская кнопку мыши. Тянущийся вслед за мышиным курсором "провод" подтяните к любому из узлов голубого цвета: output, gain, splitter - не важно.

-8

Цвет исходящего из модуля кружка и, соответственно, "провода" - не случаен. Он интуитивно подсказывает то, к каким модулям можно подключить "провод" соответствующего цвета

Как только отпустите кнопку "мыши", связь между узлами будет установлена:

-9

Всё ещё не слышите звука?

Ничего удивительного. Громкость-то у генератора стоит на нуле!

Подведите курсор "мыши" к полю ввода vol (volume/громкость) у модуля sig gen. Вокруг поля ввода числового значения уровня громкости должна появиться бирюзовая рамка, сигнализирующая о фокусе ввода...

-10

... и покрутите колесо мыши. Как только число в поле ввода станет отличным от нуля, вы услышите звук генератора сигналов, с частотой, заданной в поле freq и характером, определяемым формой сигнала, заданной в свойствах генератора. По-умолчанию это синусоидальный (sin) сигнал, но я для примера установил его прямоугольным - squ.

Заметьте, в bespoke synth всё символично. Витым "провод" отображается не просто так, а для того, чтобы визуально передать форму сигнала исходящего из модуля - в нашем случае простого генератора сигналов sig gen. Естественно, формой "провода" отображается и условная амплитуда исходящего сигнала.

Узлы output снабжены стандартными шкальными индикаторами уровня сигнала, поэтому вы можете судить о наличии звука на выходе, даже если не слышите его (мало ли что бывает... Колонки выключили, mute у регулятора громкости ОС активировали...).

Естественно, вводить числовые значения в поля ввода модулей можно и с клавиатуры. А можно - перемещая красную риску в этом же поле ввода, предварительно ухватив её "мышью". Для придания точности "мышиному" вводу, служит удерживаемая клавиша Shift.

Прежде чем мы двинемся далее, давайте обсудим кое-что из таких очевидных вещей, как навигация, индикация и обустройство рабочей среды проекта.

-11

По мере роста сложности проекта в bespoke synth, вам наверняка понадобятся средства обустройства рабочей среды. Тем более, что "холст" рабочего пространства в этой программе отнюдь не ограничен рамками окна программы. Итак, в bespoke synth вы можете:

  • Двигать холст относительно окна программы при помощи удерживаемой правой кнопки "мыши" или перемещением "мыши" с нажатой клавишей Shift.
  • Масштабировать узловую сеть при помощи колеса "мыши".
  • Перемещать любой узел "мышью", схватив его за заголовок окошка модуля.
  • Выделять один узел или группу узлов, обводя их прямоугольной рамкой белого цвета:
-12

Выделенные узлы обрамляются контурами белого цвета:

-13
  • Удалить выделенный узел (модуль) или их группу, нажав клавишу Backspace.
  • Удалить узел при помощи локального меню узла, нажав для его вызова треугольник вверху справа у окошка модуля и далее, нажав кнопку "delete module":
  • Задать "внутреннее" имя узлу при помощи вышеприведённого локального меню узла (модуля), введя новое имя узла в поле name и, нажав кнопку apply.
  • Включать и выключать модуль (узел) при помощи круглой кнопки в верхнем левом углу окошка модуля.
  • Переподключить тот или иной модуль к другому, простым переносом конца его "провода" на другой узел (модуль).
  • Удалить соединение между модулями, захватив конец "провода" ЛЕВОЙ кнопкой мыши и нажав Backspace во время этого удержания.
  • Удалить соединение между модулями, захватив конец "провода" ПРАВОЙ кнопкой мыши, отпустив её, и, затем нажав Backspace.

Немного об индикации

На некоторых из вышеприведённых иллюстраций вы, наверняка замечали странные фигуры, нарисованные бледно-розовым "карандашом" в самом центре рабочей области окна:

-14

Это "осциллограф" и рисует он фигуры Лиссажу:

-15

Левый канал (№ 1) отклоняет луч по горизонтали (ось X). Правый (№ 2) - по вертикали (ось Y)

Штука, на мой взгляд, вполне себе полезная, если уметь ею пользоваться.

Зачатки модуляции

Естественно, модуляция - одна из основ синтеза звука и потому в bespoke synth она проработана, как мне кажется, более чем хорошо. Но сейчас мы поговорим о самом простом и понятном её виде - модуляции при помощи LFO.

Для того, чтобы включить LFO-модуляцию любого из числовых параметров модуля, нужно в соответствующем поле ввода значений этого параметра щёлкнуть правой кнопкой мыши. Это вызовет появление возле такого поля ввода выпадающего контекстного меню с основными параметрами модуляции:

-16

Параметры LFO вполне обычные: частота (до 20 Гц), форма сигнала, диапазон, синхронизация с темпом и т.п.

Диапазон модуляции отображается ярко-зелёными рисками прямо на поле ввода значений параметра (вместо статичной красной риски).

По умолчанию окошко модуляции значений параметров, закрывается и не мозолит глаза. Что хорошо.

-17

Модуляция двух параметров генератора сигналов (частота - freq и громкость - vol) задана и отображается лишь ярко-зелёными рисками на соответствующих шкалах

Однако при желании окошко модуляции можно закрепить на холсте рабочей области, щёлкнув по небольшой кнопке pin в заголовке окошка модуляции.

-18

Заключение

На этом, думаю, пока что можно и закончить.

Те, кто не знал о bespoke synth - теперь знают об этой удивительной программе и обладают базовым набором знаний для начала работы с ней и для дальнейших самостоятельных экспериментов.

Удачи вам в вашем творчестве!