Первая линия метро в столице Китая протяженностью 21 км с 16 станциями открылась 1 октября 1969 года.
Пекинский метрополитен – система скоростного транспорта столичного муниципалитета, включает 20 линий метро, две железнодорожных линии для связи с аэропортами, одну линию на магнитной подвеске (Пекинский маглев), 2 линии легкорельсового транспорта, 463 станции. Сеть имеет длину 783 км, проходит через 12 городских и пригородных районов Пекина и район Ланфан провинции Хэбэй.
Линии и станции метро в основном подземные, мелкого заложения, имеются надземные участки, в том числе эстакадная скоростная линия в аэропорт.
В середине 1950-х годов Китай изучал опыт московского метростроения, советские специалисты работали в Пекине над проектированием метро. Однако в 1963 году произошел советско-китайский раскол. В результате чего строительные работы начались только через 2 года под личным контролем Мао Цзэдуна. До преобразования в общедоступный городской транспорт в 1976 году, метрополитен эксплуатировался военными, в годы культурной революции 1971—1975 годов движение прерывалось на значительные периоды и до 80-х годов иностранцам вход в метро был запрещен.
По состоянию на начало 2006 года эксплуатировалось 114 км линий, в начале 2012 года стало 15 линий общей длиной 442 км и до октября 2013 года метрополитен Пекина стал самым большим в мире, после чего пальму первенства занял Шанхай.
К середине 2017 года эксплуатировалось 19 линий общей длиной 574 км с 345 станциями, средний пассажиропоток составлял 10 млн человек в сутки.
В конце 2017 года были открыты первые автоматизированные линии метро и пекинского маглева, третьего в стране после Шанхая и Чанши.
Пекинский метрополитен является самым загруженным в мире. 12 июля 2019 года пассажиропоток за один день составил 13,7538 миллиона человек. К 2025 году планируется увеличить длину линий до 998,5 км с прогнозируемым пассажиропотоком 18,5 млн человек в сутки.
Фото: Wikimedia Commons