Найти тему

Как связаны престиж, успешность, знания, заработок и вуз

Оглавление

На первый взгляд ответ очевиден: человек с высшим образованием, получивший диплом престижного вуза, будет более успешен и обеспечен в жизни. Однако это далеко не всегда так. Более того, среди молодежи крепнет убеждение, что диплом вообще не нужен, хотя большинство продолжает интенсивно готовиться к сдаче ЕГЭ и стремиться поступить в топовые вузы или хотя бы на популярную специальность.

Так есть ли какая-то связь между статусом вуза, успеваемостью в нем студента, знаниями, будущим доходом и успешностью? В одной статье разобраться будет сложно. Буду размышлять об этом в нескольких. Приглашая Вас делиться своим мнением и опытом в комментариях.

Краткий исторический экскурс

Сильно углубляться не будем, ограничимся временем, о котором могут помнить некоторые читатели, их родители, ну или родители родителей.

В СССР в послевоенное время сложилась очень интересная ситуация с высшим образованием:

Вуз давал студентам не только базовые знания, но и учил искать информацию, приучал заниматься саморазвитием. Выпускник вуза становился мастером на заводе, врачом, учителем, инженером. Представители этих профессий были очень уважаемы. Конечно, со временем именно они становились начальниками, директорами, защищали диссертации, после чего их доходы и доступ к различным благам возрастали весьма существенно.

ПТУ давали навыки и небольшой объем необходимых знаний для выполнения определенных производственных задач. Со временем он мог стать рабочим высочайшей квалификации, получать очень солидную зарплату, но без дополнительного обучения стать хоть сколько-то заметным руководителем не мог. Далеко не все и стремились. Быть представителем «Рабочего класса» было не зазорно.

Несмотря на более легкую и сытую жизнь рабочего с профессиональным образованием, многие родители в советские времена мечтали, чтобы их дети окончили вузы. Вроде парадокс. Но они уже прекрасно понимали, что только высшее образование позволит добиться максимальных благ.

В 90-е годы все перевернулись. Быть простым рабочим на заводе резко стало чуть ли не позором. Стать инженером было ненамного престижнее. Все профессии, относящиеся к производству, были низкооплачиваемыми и бесперспективными в стране, где один за другим закрывались заводы и конструкторские бюро. Высшее образование, экономическое или юридическое, с которым можно было работать в офисе, занимать руководящие должности, стало суперпрестижным.

В те годы само образование стало бизнесом, в котором были не сильны государственные вузы, зато быстро поднаторели открывавшиеся десятками коммерческие. Диплом о высшем образовании можно было купить в переходе метро или на рынке. Часто он был вполне настоящим. Правда, вуз существовал только на бумаге.

Именно тогда прижилось утверждение, что «диплом – ничего не значащая бумажка». Еще бы, его можно было недорого купить! Знания в комплекте не предлагались, однако «выпускники» таких «вузов» порой действительно становились неплохими руководителями, добивались успеха в бизнесе. Но оставались «на гребне волны» они недолго. Секрет же успеха был только в том, что это были оборотистые неглупые люди, которым по тем или иным причинам образование при СССР получить не удалось.

Примерно 10-15 лет практически все вузы были местом, где дети родителей со средним и высоким достатком могли весело провести отрезок жизни между школьным детством и рабочей взрослостью. Попутно юноши на военных кафедрах получали некоторые дополнительные знания, позволяющие получить военный билет со званием младшего офицера и не служить в армии, а девушки успевали выйти замуж.

Уже в начале 2000-х годов все начали понимать, что есть дипломы, а есть образование. Одно не всегда равно второму. Технический прогресс шагал вперед семимильными шагами и специалисту без фундаментальных знаний в большинстве отраслей стало делать нечего. Уже во втором десятилетии XXI века среди вузов была проведена существенная чистка, позволившая в значительной мере вернуть престиж диплому о высшем образовании. Но, как всегда, есть нюансы.

Так есть ли связь?

По моим субъективным впечатлениям, с 2012 вузы вспомнили о своей особой миссии и стали следовать идеологии кинцуги: склеивать недостающие детали разбитой чашки. Но многих элементов не хватает, некоторые части встают не туда. Плюс государство пытается заставить приклеить ручки от других чашек. Результаты бывают противоречивыми.

Из обучения в вузе исчезло привитие навыка постоянного поиска нужной информации, саморазвитию и росту. Образование стало продуктом, упакованным в более или менее красивую обертку. А продукт не может стать частью человека. Он только более или менее успешно переваривается. Возможно, что-то из усвоенного подтолкнет к саморазвитию, росту… Но это уж кому как повезет с продуктом и «обменом веществ».

Высшее образование сегодня не подразумевает квалификацию и компетентность. Кроме основ фундаментальных наук вуз не успевает вложить в головы никакие сверхсовременные знания, за производственную практику тоже толком ничему не научишься.

Да, раньше тоже выпускникам вузов, пришедшим на работу на заводы, предприятия, в учреждения, КБ, говорили: «Теперь забудь все, что тебе говорили в вузе. По-настоящему учиться ты будешь здесь!» Никто не умолял полученных за пять с половиной лет знаний, на них опирались, как на необходимую базу, но требуемые в конкретном месте работы навыки действительно прививали наставники. Вчерашний выпускник был готов учиться, развиваться, подстраиваться. У него для этого были все необходимые знания и умения, привычка усваивать информацию, искать и находить ее.

Как бы не стремились сейчас объединить усилия вузы и работодатели при подготовке кадров, университет – это все же про знания. Умения у работодателя надо нарабатывать. Однако современные вузы, стремясь подготовить максимально готового к работе специалиста, нередко теряют объем фундаментальных знаний, вкладываемых в студента. Работодатели, идущие навстречу вузам, надеются получить компетентные готовые кадры. Студентов и их родителей уверяют в уникальности предлагаемых программ и востребованности выпускников. Образование, ставшее «продуктом», все более красиво упаковывают.

Но чудес не бывает.

Вчерашние студенты, уверенные в своей востребованности и уникальности (продукт-то усвоен, он был красиво упакован и разрекламирован по всем правилам бизнеса!), приходя на работу, хотят большую зарплату и не готовы учиться дальше. Работодатели в шоке от того, что вчерашний студент по-прежнему нуждается в наставнике, массово отказываются принимать на работу сотрудников без опыта.

Снова обретает актуальность лозунг из 90-х «Диплом – это бумажка». Некоторые работодатели готовы брать выпускников школ без образования, чтобы на месте сразу делать из них нужных сотрудников. Амбиций у них меньше, чем у «дипломированных специалистов», есть готовность и желание учиться выполнять работу. Нередко из них получаются отличные кадры, добивающиеся немалых успехов, получающие высокую зарплату, уверенно шагающие по карьерной лестнице. Правда, опять есть нюанс: образование потом все равно понадобится, но оно станет уже недостающим инструментом, а не продуктом.

То есть связи между окончанием вуза любой степени престижности и дальнейшей востребованности, успешности, заработной платы, практически нет.

Тогда зачем нужно поступать, учиться, тратить время и силы?

Потому что человек, окончивший вуз, получает набор некоторых знаний, несколько лет тренировался думать, ну или имитировать, что тоже подтверждает, что голова работает. А это надо успеть сделать молодым. С возрастом, как известно, мозг ленится, особенно при отсутствии постоянной тренировки. Шансы на будущий успех, статус, зарплату, хороший брак (нужное подчеркнуть) не увеличиваются с получением диплома. Всего лишь создаются лучшие предпосылки для реализации в профессиональном плане, при условии готовности не останавливаться в развитии после потребления продукта «высшее образование».

Итак, я уверена, что связи нет, но высшее образование все-таки необходимо думающему, способному человеку. А вы как считаете?