Я отправляюсь в Верону на электричке. Это уже почти конец нашего долгого путешествия, дети устали и ведут себя ужасно. К счастью, окружающие итальянцы смотрят на это с пониманием. В окно поезда видны мельницы, поля, животные, небольшие домики и гигантские предприятия. Погружаюсь в размышления о том, как люди жили здесь столетия назад...
XVI век, Венето, город Верона. Улицы наполнены шумом и суетой, но за каменными стенами родового палаццо Капулетти царит напряженная тишина. Джульетта, хрупкая тринадцатилетняя девушка, готовится к важнейшему дню в своей жизни. Нет, речь не о её мечтах или стремлениях - общество не оставило ей такой роскоши. Сегодня её представят будущему мужу, графу Парису.
Джульетта сидит перед зеркалом, пока служанки затягивают корсет и укладывают волосы. Ей всего тринадцать, но она уже прекрасно знает свою роль: быть послушной дочерью, стать верной женой, родить наследников. Её мнение никого не интересует - судьба Джульетты была предрешена в момент рождения.
Пока девушка готовится к встрече с женихом, которого она никогда не видела, её мать, леди Капулетти, дает последние наставления. "— Улыбайся, будь скромной, не говори лишнего", вот и весь совет от матери. Джульетта кивает. Так должно быть. Она знает, что её будущее - это сделка между семьями, политический и экономический союз, в котором чувства не имеют никакого значения.
Граф Парис - завидный жених. Богат, знатен и приходится родственником самому герцогу Вероны. Для семьи Капулетти этот брак - возможность укрепить свое положение в обществе. Для Джульетты - неизбежная судьба, которой она не может противиться.
Джульетта пытается представить свою будущую жизнь, но видит лишь бесконечную череду обязанностей и ограничений. Ей хочется плакать, кричать, убежать, но она знает, что это невозможно. В мире, где она живет, у женщины нет выбора. Есть только долг перед семьей и обществом.
Звон колокола возвещает о прибытии гостей. Джульетта делает глубокий вдох, расправляет плечи и готовится выйти к своему будущему, которое ей не принадлежит...
Осматриваю интересную итальянскую архитектуру. Неподалеку, у театра, замечаю группу людей в роскошных бальных нарядах - видимо, готовится какое-то представление. Вместе с другими туристами иду по Via Anfiteatro и поворачиваю на Via Cappello, где находится знаменитый "Дом Джульетты". Красивый дом с балкончиками и садом внутри.
Бальный зал в доме Капулетти сияет огнями сотен свечей. Джульетта стоит рядом с родителями, чувствуя себя куклой на витрине. Наряд тщательно подобран, чтобы подчеркнуть юность и невинность. Гости рассматривают её, словно товар на рынке, обсуждая достоинства и недостатки. Джульетта пытается сохранять улыбку, но внутри неё растёт отчаяние.
Внезапно её взгляд встречается с глазами незнакомого юноши. Это Ромео Монтекки, хотя Джульетта ещё не знает его имени. В его взгляде она видит нечто новое - интерес к ней как к личности, а не как к выгодной партии. Этот момент становится для Джульетты глотком свежего воздуха в душной атмосфере бала.
Позже той же ночью Джульетта стоит у окна своей комнаты. Ромео, рискуя жизнью, пробрался в сад Капулетти. Их разговор полон страсти и надежды. Для Джульетты это шанс вырваться из предопределенной судьбы, возможность самой решать свою жизнь.
Они обмениваются клятвами любви и верности. Джульетта романтизирует эту первую влюбленность, видя в ней единственный путь к свободе. Она не понимает и никак не может понять, что просто меняет одну форму зависимости на другую. Но в мире, где у неё нет других перспектив, даже это кажется ей чудом.
Ромео и Джульетта планируют тайный брак, не задумываясь о последствиях. Для Джульетты это отчаянная попытка взять контроль над своей жизнью. Она готова рискнуть всем ради иллюзии выбора, не понимая, что в обществе, где женщина не имеет реальных прав, любой её выбор - это лишь выбор между разными формами несвободы.
Осмотрев основные достопримечательности, всей семьёй едем на небольшую прогулку на экскурсионном трамвайчике. Здесь так красиво, тихо, прекрасная природа и архитектура.
Надо будет сюда обязательно приехать ещё раз! Трамвайчик неспешно движется по улицам Вероны.
В предрассветных сумерках Джульетта, дрожа от страха и волнения, спешит в церковь. Венчание с Ромео также является и единственным способом избежать нежеланного брака с Парисом. Она верит, что делает свой выбор, не понимая, что в обществе, где у женщины нет реальной свободы, это лишь иллюзия.
Отец Лоренцо совершает обряд, и на короткий миг Джульетта чувствует себя счастливой. Но её радость длится недолго. Весть о смерти Тибальта от руки Ромео и последующее изгнание её тайного мужа разрушают все надежды на лучшую жизнь.
Джульетта оказывается в ловушке. Семья, не зная о её браке, продолжает настаивать на свадьбе с Парисом. Давление растёт с каждым днём. Угроза насильственного брака становится всё реальнее.
В отчаянии она обращается к отцу Лоренцо. План с мнимой смертью кажется безумным, но для Джульетты это последняя попытка сохранить контроль над своей жизнью. Она готова рискнуть всем, понимая, что другого выхода у неё нет.
Когда отец Лоренцо даёт ей флакон с зельем, руки Джульетты дрожат. Она осознаёт огромный риск, но альтернатива - жизнь в браке без любви, где она будет лишь собственностью мужа - кажется ей намного страшнее.
В ночь перед предполагаемой свадьбой с Парисом, Джульетта остаётся одна в своей комнате. Она смотрит на флакон с зельем, понимая, что этот момент определит всю её дальнейшую судьбу. Конечно, в её голове проносятся мысли о возможных последствиях, о риске никогда не проснуться, о том, что план может пойти не так.
Но затем она вспоминает о жизни, которая ждёт её, если она не выпьет зелье. О муже, которого она не любит, о детях, которых ей придётся рожать, о годах, проведённых в золотой клетке. И Джульетта делает свой выбор - единственный выбор, который ей оставило общество.
Она подносит флакон к губам, шепча последнюю молитву...
После прогулки на трамвайчике мы решаем перекусить. Вкус настоящей итальянской пиццы превосходит все ожидания - тонкое хрустящее тесто, сочные помидоры, ветчина и нежная моцарелла.
Бутики Вероны предлагают изысканную одежду и аксессуары. Улицы города заполнены улыбающимися туристами, которые, как и мы, наслаждаются атмосферой этого прекрасного города.
Наконец возвращаемся обратно к Веронскому Колизею - Arena di Verona. Величественное сооружение, построенное в I веке нашей эры, поражает своими масштабами и красотой.
Я решаю спуститься в подземелья Колизея. Темнота и прохлада окутывают меня.
В мрачном склепе Джульетта приходит в себя. Всё пошло не так — Ромео мёртв. Лежит рядом с ней, отравившись ядом. В этот момент она понимает, что у неё больше нет выхода.
Самоубийство Джульетты — это не романтический жест. Это последняя возможность пойти против общества, которое лишило её права на выбор. Смерть Ромео, с которым она провела лишь один день, несомненно, трагедия, но это не должно было стать причиной гибели молодой девушки с целой жизнью впереди. Джульетта знает правила своего общества. Понимает, что её ждёт либо позор, либо ложь и навязанный брак. Других вариантов не существует. Вонзая кинжал в грудь, она осознает, что в существующем мире у неё нет будущего.
Сейчас я осознаю, как долго мы романтизировали эту историю. Она представлялась как сказка о великой любви, игнорируя жестокую реальность общества, в котором жила Джульетта. Но это не история любви — это история о том,как общество уничтожает жизни молодых женщин.
Да, Джульетта – выдумка Шекспира, но вместо неё были Лукреция, Беатриче, Франческа, и их истории, возможно, были даже ещё мрачнее. Эти женщины жили в мире, где их права и желания ничего не значили. И хотя сегодня ситуация изменилась, борьба за настоящее равноправие всё ещё продолжается.
Владимир (ценитель)