Найти в Дзене

Переосмысление легенды Вероны

Я отправляюсь в Верону на электричке. Это уже почти конец нашего долгого путешествия, дети устали и ведут себя ужасно. К счастью, окружающие итальянцы смотрят на это с пониманием. В окно поезда видны мельницы, поля, животные, небольшие домики и гигантские предприятия. Погружаюсь в размышления о том, как люди жили здесь столетия назад...

Верона. Фото автора
Верона. Фото автора

XVI век, Венето, город Верона. Улицы наполнены шумом и суетой, но за каменными стенами родового палаццо Капулетти царит напряженная тишина. Джульетта, хрупкая тринадцатилетняя девушка, готовится к важнейшему дню в своей жизни. Нет, речь не о её мечтах или стремлениях - общество не оставило ей такой роскоши. Сегодня её представят будущему мужу, графу Парису.

Джульетта сидит перед зеркалом, пока служанки затягивают корсет и укладывают волосы. Ей всего тринадцать, но она уже прекрасно знает свою роль: быть послушной дочерью, стать верной женой, родить наследников. Её мнение никого не интересует - судьба Джульетты была предрешена в момент рождения.

Верона. Фото автора
Верона. Фото автора

Пока девушка готовится к встрече с женихом, которого она никогда не видела, её мать, леди Капулетти, дает последние наставления. "— Улыбайся, будь скромной, не говори лишнего", вот и весь совет от матери. Джульетта кивает. Так должно быть. Она знает, что её будущее - это сделка между семьями, политический и экономический союз, в котором чувства не имеют никакого значения.

Граф Парис - завидный жених. Богат, знатен и приходится родственником самому герцогу Вероны. Для семьи Капулетти этот брак - возможность укрепить свое положение в обществе. Для Джульетты - неизбежная судьба, которой она не может противиться.

Джульетта пытается представить свою будущую жизнь, но видит лишь бесконечную череду обязанностей и ограничений. Ей хочется плакать, кричать, убежать, но она знает, что это невозможно. В мире, где она живет, у женщины нет выбора. Есть только долг перед семьей и обществом.

Звон колокола возвещает о прибытии гостей. Джульетта делает глубокий вдох, расправляет плечи и готовится выйти к своему будущему, которое ей не принадлежит...

Верона. Фото автора
Верона. Фото автора

Осматриваю интересную итальянскую архитектуру. Неподалеку, у театра, замечаю группу людей в роскошных бальных нарядах - видимо, готовится какое-то представление. Вместе с другими туристами иду по Via Anfiteatro и поворачиваю на Via Cappello, где находится знаменитый "Дом Джульетты". Красивый дом с балкончиками и садом внутри. 

 

Бальный зал в доме Капулетти сияет огнями сотен свечей. Джульетта стоит рядом с родителями, чувствуя себя куклой на витрине. Наряд тщательно подобран, чтобы подчеркнуть юность и невинность. Гости рассматривают её, словно товар на рынке, обсуждая достоинства и недостатки. Джульетта пытается сохранять улыбку, но внутри неё растёт отчаяние.

Верона. Фото автора
Верона. Фото автора

Внезапно её взгляд встречается с глазами незнакомого юноши. Это Ромео Монтекки, хотя Джульетта ещё не знает его имени. В его взгляде она видит нечто новое - интерес к ней как к личности, а не как к выгодной партии. Этот момент становится для Джульетты глотком свежего воздуха в душной атмосфере бала.

Позже той же ночью Джульетта стоит у окна своей комнаты. Ромео, рискуя жизнью, пробрался в сад Капулетти. Их разговор полон страсти и надежды. Для Джульетты это шанс вырваться из предопределенной судьбы, возможность самой решать свою жизнь.

Они обмениваются клятвами любви и верности. Джульетта романтизирует эту первую влюбленность, видя в ней единственный путь к свободе. Она не понимает и никак не может понять, что просто меняет одну форму зависимости на другую. Но в мире, где у неё нет других перспектив, даже это кажется ей чудом.

Ромео и Джульетта планируют тайный брак, не задумываясь о последствиях. Для Джульетты это отчаянная попытка взять контроль над своей жизнью. Она готова рискнуть всем ради иллюзии выбора, не понимая, что в обществе, где женщина не имеет реальных прав, любой её выбор - это лишь выбор между разными формами несвободы.

Верона. Фото автора
Верона. Фото автора

Осмотрев основные достопримечательности, всей семьёй едем на небольшую прогулку на экскурсионном трамвайчике. Здесь так красиво, тихо, прекрасная природа и архитектура. 

Верона. Фото автора
Верона. Фото автора

Надо будет сюда обязательно приехать ещё раз! Трамвайчик неспешно движется по улицам Вероны.

Верона. Фото автора
Верона. Фото автора

В предрассветных сумерках Джульетта, дрожа от страха и волнения, спешит в церковь. Венчание с Ромео также является и единственным способом избежать нежеланного брака с Парисом. Она верит, что делает свой выбор, не понимая, что в обществе, где у женщины нет реальной свободы, это лишь иллюзия.

Отец Лоренцо совершает обряд, и на короткий миг Джульетта чувствует себя счастливой. Но её радость длится недолго. Весть о смерти Тибальта от руки Ромео и последующее изгнание её тайного мужа разрушают все надежды на лучшую жизнь.

Верона. Фото автора
Верона. Фото автора

Джульетта оказывается в ловушке. Семья, не зная о её браке, продолжает настаивать на свадьбе с Парисом. Давление растёт с каждым днём. Угроза насильственного брака становится всё реальнее. 

В отчаянии она обращается к отцу Лоренцо. План с мнимой смертью кажется безумным, но для Джульетты это последняя попытка сохранить контроль над своей жизнью. Она готова рискнуть всем, понимая, что другого выхода у неё нет.

Когда отец Лоренцо даёт ей флакон с зельем, руки Джульетты дрожат. Она осознаёт огромный риск, но альтернатива - жизнь в браке без любви, где она будет лишь собственностью мужа - кажется ей намного страшнее.

В ночь перед предполагаемой свадьбой с Парисом, Джульетта остаётся одна в своей комнате. Она смотрит на флакон с зельем, понимая, что этот момент определит всю её дальнейшую судьбу. Конечно, в её голове проносятся мысли о возможных последствиях, о риске никогда не проснуться, о том, что план может пойти не так.

Но затем она вспоминает о жизни, которая ждёт её, если она не выпьет зелье. О муже, которого она не любит, о детях, которых ей придётся рожать, о годах, проведённых в золотой клетке. И Джульетта делает свой выбор - единственный выбор, который ей оставило общество.

Она подносит флакон к губам, шепча последнюю молитву...

Верона. Фото автора
Верона. Фото автора

После прогулки на трамвайчике мы решаем перекусить. Вкус настоящей итальянской пиццы превосходит все ожидания - тонкое хрустящее тесто, сочные помидоры, ветчина и нежная моцарелла.

Бутики Вероны предлагают изысканную одежду и аксессуары. Улицы города заполнены улыбающимися туристами, которые, как и мы, наслаждаются атмосферой этого прекрасного города.

Верона. Фото автора
Верона. Фото автора

Наконец возвращаемся обратно к Веронскому Колизею - Arena di Verona. Величественное сооружение, построенное в I веке нашей эры, поражает своими масштабами и красотой.

Верона. Фото автора
Верона. Фото автора

Я решаю спуститься в подземелья Колизея. Темнота и прохлада окутывают меня.

Верона. Фото автора
Верона. Фото автора

В мрачном склепе Джульетта приходит в себя. Всё пошло не так — Ромео мёртв. Лежит рядом с ней, отравившись ядом. В этот момент она понимает, что у неё больше нет выхода. 

Самоубийство Джульетты — это не романтический жест. Это последняя возможность пойти против общества, которое лишило её права на выбор. Смерть Ромео, с которым она провела лишь один день, несомненно, трагедия, но это не должно было стать причиной гибели молодой девушки с целой жизнью впереди. Джульетта знает правила своего общества. Понимает, что её ждёт либо позор, либо ложь и навязанный брак. Других вариантов не существует. Вонзая кинжал в грудь, она осознает, что в существующем мире у неё нет будущего.

Верона. Фото автора
Верона. Фото автора

Сейчас я осознаю, как долго мы романтизировали эту историю. Она представлялась как сказка о великой любви, игнорируя жестокую реальность общества, в котором жила Джульетта. Но это не история любви — это история о том,как общество уничтожает жизни молодых женщин.

Да, Джульетта – выдумка Шекспира, но вместо неё были Лукреция, Беатриче, Франческа, и их истории, возможно, были даже ещё мрачнее. Эти женщины жили в мире, где их права и желания ничего не значили. И хотя сегодня ситуация изменилась, борьба за настоящее равноправие всё ещё продолжается.

 

Владимир (ценитель)