В возрасте примерно трех лет ребёнок проживает кризис. По-другому его еще называют кризис «Я сам». Многие родители в это время замечают перемены в поведении малыша: порой он становится неуправляемым, упрямым, негодующим, отрицающим привычные действия взрослых, взрывным, упрямым, протестующим и пр. И вроде бы все было как всегда, ничего не поменялось в режиме дня, в отношениях друг с другом, но поменялось поведение ребёнка. И если вчера было все нормально, то сегодня ребёнок может упасть в истерике в магазине, громко что-то требуя и рыдая. Взрослых это всегда ставит в тупик. Что же делать в такие моменты? Подскажет старший преподаватель ИСОП МГПУ Ангелина Валерьевна Миронова.
Немного теории
Кризис трёх лет связан с активным развитием головного мозга и формированием психических новообразований, связанных с осознанными действиями, самоконтролем и саморегуляцией. В этот период малыш начинает осознавать новые понятия о жизни, приобретает новые навыки и учится корректировать своё поведение в зависимости от обстоятельств.
Вот основные изменения в психоэмоциональном развитии малыша:
- Появление первичных признаков самостоятельности. Это желание необходимо поощрять, с каждым месяцем давая возможность ребёнку проявлять самостоятельность в жизни (мыть руки, чистить зубы, кушать, одеваться и пр.), помогать вам по дому в силу возможностей (убирать свою постель, игрушки, пылесосить и пр.). Безусловно, очень многое зависит от нас самих. Далеко не с первого и иногда ни с десятого раза у малыша может получиться сделать так, как делает это взрослый. Но если он не будет пробовать снова и снова – ничего не получится просто так. Здесь очень важен опыт и ваше доверие малышу!
Мой младший сын в 3 года обожал мыть полы. Конечно, качество выполненной работы было далеко от идеала. Однако его желание выполнять взрослые дела, помочь мне перекрывало все остальные детали. Желание вам помогать важно ценить, ведь оно только формируется. И если сейчас вы позволите малышу делать что-то самому, это станет крепкой частью ваших взаимоотношений в будущем.
- Формирование нового уровня самосознания. Ребёнок по-другому начинает осознавать то, что случается в его жизни. Во многом ему потребуется помощь близкого – объяснить, рассказать, направить. Именно сейчас он будет снова проверять границы дозволенного. И вы должны быть к этому готовы! Для этого вам самим надо набраться терпения и выдержки. И очень важно, чтобы были единые требования, ограничения и дозволенности во всей семье. Если «нельзя» звучит из уст «мамы», то папа, бабушка, дедушка, тётя и другие члены семьи должны придерживаться этого единого правила. А для этого необходимо откровенно поговорить внутри семьи со взрослыми и выработать единые правила и запреты. Правила должны касаться действительно важных аспектов жизни: здоровья, безопасности, режима дня, питания и пр.
Важно помнить: на одно «нет» или «нельзя» в жизни малыша должно быть три-четыре «да» и «можно». Если всё запрещать и ничего не разрешать, вы сами усугубите ситуацию отстаивания границ своего «я» ребенком.
- Установление межличностных контактов и новых социальных отношений. Речь ребёнка активно развивается и становится ведущим средством в общении со взрослым и другими людьми. Малышу становится интересно общаться с ровесниками. Они начинают с играть с другими детьми, которые ведут себя совсем по-другому, нежели он привык дома. Давайте ему такую возможность! Покажите способы взаимодействия в различных ситуациях. Тем более, в 3 года отлично усваиваются правила поведения в обществе. Эмоционально поддерживайте ребёнка и предоставляйте ему инициативу в своих действиях!
- Развитие волевой регуляции деятельности. Конечно, про настоящее проявление воли и регуляции своей деятельности ещё очень рано говорить, но именно сейчас эти качества начинают развиваться. И здесь важно придерживаться принципа вашего активного включения, слушания и ваших принципов. Если ребёнок проявляет чрезмерную настойчивость, агрессию, у него часто случаются истерики, проанализируйте события. Скорее всего, они имеют какую-то закономерность. Старайтесь избегать ситуаций, которые точно приведут к негативным последствиям в эмоциональном и физическом поведении малыша. Если вы знаете, что поход в детский магазин всегда заканчивается публичными истериками за очередную игрушку, пробуйте другие методы подготовки: проговаривайте с малышом, куда и зачем вы идете заранее; в магазине избегайте полок с тем, что у ребёнка вызовет бурю негатива и требований; возьмите любимую игрушку ребёнка с собой. В крайних случаях планируйте время так, чтобы вы могли пойти в магазин без ребёнка.
- Эмоциональные «качели» малыша. В период кризиса малыш испытывает яркие эмоции, с которыми часто не может справиться.
Типичные признаки кризиса трёх лет — негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, деспотизм, протест-бум, своеволие. Иногда кажется, что ребёнок воюет с родителями по любому поводу. Однако это не так. Зачастую ребёнок просто не способен самостоятельно справиться с тем накалом страстей, что творятся у него внутри. Поэтому задача взрослых – быть взрослыми: понимать, что малышу сейчас трудно, принимать его состояние, быть рядом, выдохнуть и просто его любить.
Переходим к практике
Чтобы кризис трёх лет прошёл легче для ребёнка, родителям можно порекомендовать следующее:
- прекратить чрезмерно опекать ребёнка и позволить ему быть самостоятельным;
- составить список дел, которые ребёнок может выполнять сам, и позволить ему это делать;
- предлагать делать некоторые дела вместе (особенно те, что он делать не сильно хочет);
- никогда не отказывать ребёнку в помощи, в особенности – если он об этом просит;
- научиться уступать ребёнку в мелочах;
- предоставляйте ребёнку выбор — не навязывайте свои предпочтения, чтобы не вызвать его негативную реакцию. Важно предоставлять детям свободу выбора там, где это возможно;
- переключайте внимание ребёнка на что-то другое в случае, если вы чувствуете, что «скоро начнется» апокалипсис;
- договаривайтесь с ребёнком и выполняйте свои обещания;
- используйте игровые приёмы в воспитании;
- хвалите ребёнка и поощряйте его хорошие поступки;
- не сравнивайте малыша с другими детьми;
- поддерживайте ребёнка в любых ситуациях и объясняйте, что неудачи — это нормально, в следующий раз всё обязательно получится.
Помните, что трёхлетка так ведёт себя не специально, чтобы вас позлить. Этот возраст очень важен для его развития. Любой кризис рано или поздно завершается!