Автор: Эльвира Халитова
Сегодняшняя публикация посвящена художнику-графику Павлу Яковлевичу Куценко и его работам, хранящимся в Оренбургском областном музее изобразительных искусств.
Павел Куценко родился 1 ноября 1908 года в городе Каменка Черкасской области, Украина. Учился в Киевском художественном институте (1931-1936). Его преподавателями были З.Толкачев, И.Плещинский, С.Нелепинская-Бойчук. После окончания института Павел Яковлевич работал на кафедре рисунка в Киевском строительном институте вместе со своим учителем и другом Илларионом Плещинским. Вместе они ходили на этюды, а затем печатали гравюры в эстампной мастерской института. Первые эстампы Павла Куценко экспонировались на Юбилейной выставке произведений художников УССР в 1938 году в Москве.
Павел Яковлевич был постоянным участником городских, республиканских (с 1937), всесоюзных (с 1946) и зарубежных (с 1939) художественных выставок. В сентябре 1939 года был призван на армейскую службу, где был тяжело ранен во время военных действий на советско-финляндской войне. Начало Великой Отечественной войны художник встретил инвалидом с практически недействующей правой рукой. Несмотря на это Павел Яковлевич ушел на фронт в составе бригады художников, писал лозунги и плакаты. Значительное место в творчестве художника заняли гравюры, выполненные по фронтовым рисункам. В Государственном музее политической истории России хранится одна из лучших его работ «Землянки» (1945), которая часто печаталась во многих тиражных изданиях. В послевоенные годы художник путешествовал по стране и за ее пределами. Он создал целые серии офортов: «Возрождение освобожденного Донбасса» (1945), «Карпаты» (1947), «Колхозная Чапаевка» (1948–1949), «Пейзажи Украины» (1949–1969) и другие. В 1973 году Павлу Яковлевичу присвоено звание «Заслуженный художник Украины». Умер художник в 1983 году в возрасте 75 лет.
Работы Павла Яковлевича Куценко находятся в музейных коллекциях Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного центрального музея современной истории России, Севастопольского художественного музея имени Михаила Павловича Крошицкого, Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки, Томского областного художественного музея, Симферопольского художественного музея, Астраханской государственной картинной галереи имени П.М. Догадина, Государственного музея политической истории России, Сахалинского областного художественного музея, Луганского художественного музея ЛНР и других.
В фондах Оренбургского областного музея изобразительных искусств хранятся три офорта художника: «Село над Росью», «Зеленый наряд», «Зима в Полесье». Офортом называют технику рисунка, исполняемого офортной иглой по грунту, нанесенному на металлическую доску, подвергаемую затем травлению азотной кислотой до проявления углубленного изображения и получения с него на печатном станке красочного оттиска. Павел Яковлевич владел всеми известными видами этой графической техники. В технике офорта выполнена серия «Пейзажи Украины».
Офорт «Село над Росью» был выполнен Павлом Яковлевичем в 1972 году. Ее размер 100х80 мм. Сельский пейзаж представлен сверху и имеет панорамный вид. Село представлено одноэтажными домами с двускатными крышами, хозяйственными строениями. На переднем плане видна развилка дорог с деревьями и кустарниками. С левой стороны холмистый участок поля, разделенный бороздками из трав, на котором возвышаются редко выстроенные в ряд невысокие лиственные деревья. С правой стороны видна река, сужающаяся к небольшому островку с пышными деревьями и кустарниками, за которым видна широкая полоса реки, уходящая вдаль. На втором плане, с правой стороны, за рекой видны среди деревьев одноэтажные дома с двускатными крышами. На дальних планах вдоль высокой линии горизонта изображена холмистая местность с густым лесом на фоне облачного неба.
Офорт «Зеленый наряд» был выполнен в 1972 году. Его размер 25х35 мм. На работе изображен лес с низкой растительностью на переднем плане. С большой любовью изображает художник родную природу. Война научила его ценить хрупкость и неповторимую красоту окружающего мира. И как большой мастер, он особое внимание уделял технической стороне своей работы.
Так как офорт – печатная графика, то предполагает определенный тираж. Один из экземпляров этого тиража находится в Луганском художественном музее ЛНР под названием «Зеленый убор» (1972 г. Бумага. Офорт, сухая игла, меццо-тинто, 25х35).
Офорт «Зима в Полесье» был также выполнен в 1972 году и относится к циклу «Пейзажи Украины». Размер работы 40х52 мм. На работе представлен зимний пейзаж. Высокие деревья идут вдоль композиции.
Рассматривая эти три работы из фондов Оренбургского музея изобразительных искусств, отчетливо видим, что художник в своем творчестве опирается на лучшие традиции реалистической школы. Его мастерство проглядывается и в тонких деталях, и в композиции. Офортные работы Павла Яковлевича Куценко отличаются тонким знанием природы, прекрасным рисунком и совершенной техникой.