Характер Огня содержит в себе нарциссический и демонстративный радикалы. Первый означает высокую самооценку, а также желание обладать влиянием и распространять его, в то время как второй помогает человеку блистать, быть заметным, ярко выражать себя и свои эмоции.
По аналогии с этим водный характер включает депрессивный и шизоидный радикалы. "Водная шизоидность" – это мир образов, сновидений и мифов, мир бессознательного и скрывающихся в нем архетипов. Находясь под влиянием такой "воды", человек становится фантазером: он обладает необыкновенным воображением, а в его жизнь вливаются обильным потоком удивительные картины из подсознания. Из глубины души они проникают в сознание и проявляются затем в стихах, музыке, в пророчествах и открытиях, или же просто в мечтаниях, грезах, воспоминаниях.
Но может ли такой чудесный дар обернуться для человека несчастьем? Пожалуй, любая замкнутость на чем-то одном заставляет страдать, даже если речь идет про богатый внутренний мир. Человек может уходить от действительности, проживать жизнь-сон, который представляет из себя дрейфование по волнам виртуальных вселенных: среди них – “запойное” чтение, постоянное прослушивание музыки, просмотр сериалов, компьютерные игры. Все это помогает избегать сложной и непонятной жизни, если она оказалась такова для субъекта, стимулировать фантазию и наслаждаться ее плодами. Но к чему ведет такая дорога? Во все более глубокий отрыв от реальности, к накапливающимся нерешенным проблемам и задачам, которые однажды могут дать знать о себе серьезным ударом. И это не пойдет на пользу ни делам, ни психическому здоровью.
Однако, внутреннее существование может быть не только пассивным, но и творческим. При том оно ощущается как нечто более значимое и настоящее, чем “внешняя” жизнь. Для творца не значимы внешние признаки существования, но важно, реализуется ли внутреннее содержание его личности во внешнем мире. Он как бы вынужден всякий раз напоминать о существовании себя, точнее – своего “внутреннего мира”.
Для него это – единственный путь не впасть в аутизм. Отсюда и парадоксальная повышенная ранимость творческих людей, чувствительность к успехами и неудачам. Чем сильнее эмоциональная “обратная связь” от “внешней жизни”, тем выше психологическая устойчивость творческой личности, не позволяющая потерять связь с окружающим миром. Поэтому людям, выбирающим “внутреннюю сторону” полезно переходить в творчество, не оставаться только лишь потребителем чужого творческого продукта, но и самому его создавать, прокладывая путь к жизни более целостной. Ведь любое творчество – многокомпонентное явление. И от того оно, с одной стороны, самодостаточное, но, с другой – живо лишь тогда, когда есть слушатель, зритель, почитатель, с кем можно его разделить.
Вторая грань водного характера – депрессивные черты личности. Так как вода всегда находится в движении, то ее границы неопределенные и переменчивые. Любые рамки, которые, к примеру, для Земли являются ясными и само собой разумеющимися, Воде видятся произвольными и не столь уж обязательными. Подобная жизненная позиция приводит к размытой ответственности у человека-Воды: он не вполне может определить, за что отвечает он, а за что – другие. В сочетании с чувствительностью это нередко приводит его к ложному чувству вины и ответственности, когда он вовсе не при чем, но “берет на себя” чужое. В результате страдает от эмоциональных и иных перегрузок, доводя себя до истощения. Сюда же следует отнести и постоянное самопожертвование, когда водная личность, поистине способная к самоотдаче, забывает совсем о себе, и любит ближнего больше себя самой (а не так же, как и себя).
В итоге нарушается баланс “брать - давать”, что приводит однажды к выгоранию. Часто речь идет о психологическом участии в другом человеке. Из-за того, что лучший навык Воды, несомненно, в том, чтобы слушать и сопереживать, ее обычно эксплуатируют терапевтически: могут превратить друга или партнера Воды в “мусорное ведро”, куда легко станут сваливать накопившиеся проблемы. "Водный" человек должен научиться ставить границы и давать отпор, не надеясь на то, что о нем позаботятся другие и не полагаясь на их отсутствующую сознательность.
Человек-Воды острее и тоньше других чувствует этот мир, но и страдает гораздо сильнее, а любая агрессия и нападение надолго выбивают его из колеи. Инстинктивно он ищет друга или группу людей, на кого смог бы положиться, и в обществе которых обрел бы больше уверенности. Но избегая одиночества, он может попадать в зависимые отношения, где привязывается сам или привязывает к себе. Более того, вода опасна тем в длительных отношениях, что при внешнем соглашательстве, она будет незримо настаивать на своем, подтачивая незаметно даже самые “твердые” решения, привычки и черты своего партнера, меняя его. Однако человек Воды нередко и сам нуждается в том, чтобы следовать импульсам и желаниям других людей. За счет собственных сил вода (если нет иных развитых в личности стихий) двигаться не может. Она застаивается до тех пор, пока ветер не иссушит ее или не впитает земля. Таким образом, человек воды склонен поддаваться чужому влиянию, когда воздух толкает вперед, огонь тянет вверх, а земля увлекает вниз. Сам же Вода будет испытывать бессилие, потому что не может действовать по собственному побуждению, а нуждается в стимулах извне. В крайнем случае такая позиция приводит к жизни по течению, при которой отдаваясь на волю волн, человек Воды становится вечной жертвой обстоятельств и других людей, что попросту опасно. Если же он сможет направить свою чувствительность в полезное русло, защитив ее от ударов и обретя самостоятельность, мы получим в его лице настоящего психотерапевта.
Человек воды может быть творческим и сострадательным, он – нежная натура глубоко воспринимающая этот мир. Однако, чтобы не уйти в изоляцию или не впасть в жертву, воде следует развивать в себе иные опоры, берущие свое начало в остальных стихиях.
P.S. С опорой на книги:1)“Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии.” Владимир Дружинин. 2)“Природа темперамента. Как научиться понимать себя и близких.” Хайо Банцхаф.