Найти тему

Не мешайте детям видеть прекрасное. Родительские ошибки

Оглавление

Читаю комментарии к своей статье,, Блог Белая Ворона. Маршруты разошлись.’’ Ох, и нашумела она неожиданно…

Блог Белая Ворона. Маршруты разошлись
Любовь Пашина. Сибирский Смайлик25 июля 2024

И вот какая мысль не дает мне покоя — Почему мы так по-разному видим мир?

И сейчас я, не про физиологию человека, с таким термином, как "дальтонизм" мы все знакомы.

Генетическая поломка механизма восприятия органов зрения, обусловлена эволюцией. Многих животных природа не наказала, а поощрила убрав лишнее цветовосприятие, как раздражитель нервной системы.

Природа отбраковывает разноцветный мир, чтобы усилить инстинкт выживания. Так может быть виновата природа, и в том, что "эмоциональный дальтонизм" разрастается в современном обществе?

Если физиологических дальтоников (людей, которые видят мир исключительно в черно-белых тонах) всего 1%, то "эмоциональных дальтоников" (людей, которые воспринимают все негативно) более 40%, от общего числа населения.

Почему человек взрослый не замечает красоты, которая окружает его рядом?

Что же нам по этому поводу подсказывает клиническая психология (раздел психологии, на стыке с медициной, изучающий психические явления, с точки зрения взаимосвязи их с болезнями)?

А подсказывает она, что все проблемы идут из детства.

Именно там формируется зона — "эмоционально-разноцветного" восприятия мира.

Уже в возрасте полугода ребенок способен делить происходящее вокруг него — на "плохо" и "хорошо".

Мокрый памперс щиплет нежную попку; желудочек сжимается от голода; голос мамы громко кричит; вместо привычного — уськи... пупуськи — плохо!

Вкусное молочко мамочки; защитные нотки в папином голосе; колыбелька, раскачивается под мелодичную музыку — хорошо.

Малыш улыбается! Вначале "эмоциональное зрение" работает, только через телесные ощущения. Это ощущение безопасности! Постепенно детский мир расширяется и выходит за периметр детской комнаты.

И тут уже взрослый, который рядом, должен познакомить его с этим незнакомым миром. И он знакомит, как умеет.

Тут я себе позволю вывод сразу :

Категорично делить мир на — плохо и хорошо — нельзя! Теория без практики — путь в черно-белый мир! Ребенок должен, под нашим руководством провести собственные опыты познания мира!
Теория ,, грабель’’ — пока единственно рабочая, для развития критического мышления, и позволяет сохранить главную мотивацию — познавать мир! Любопытство!

Две ситуации из последних наблюдений.

Ситуация первая:

В прошедшие выходные мы с внучкой посетили детский центр. Она уже была там ранее с родителями, и ей понравилось, так что она увлекла меня туда же.

👇

Фото автора. Детский салон красоты.
Фото автора. Детский салон красоты.

👇

Игровая локация — Банк.
Игровая локация — Банк.

👇

Игровая локация — профессия археолог.
Игровая локация — профессия археолог.

👇

Игровая локация — Космос
Игровая локация — Космос

👇

Игровая локация — профессия хореограф.
Игровая локация — профессия хореограф.

👇

Игровая локация — маленький режиссер — большого мульта.
Игровая локация — маленький режиссер — большого мульта.

👇

Игровая локация — профессия— полицейский.
Игровая локация — профессия— полицейский.

👇

Тут мы и зависли, а еще на почте, и в клининге.
Тут мы и зависли, а еще на почте, и в клининге.

👇

Их разыскивает маленькая полиция
Их разыскивает маленькая полиция

👇

Взрослым тоже не лишние их освежить в памяти.
Взрослым тоже не лишние их освежить в памяти.

👇

МЧС нас увлекла не особо.
МЧС нас увлекла не особо.

👇

На машинке покатались !
На машинке покатались !

👇

Форму примерили, но больше понравилась полицейского.
Форму примерили, но больше понравилась полицейского.

👇

Это инкассаторы в пути к магазинам.
Это инкассаторы в пути к магазинам.

Кратко, это такой город профессий. На огромной территории расположены мини-копии взрослого мира: парикмахерская, почта, магазин, полиция, клининговая служба, МЧС, хореографическое училище, зона покорителей космоса, археологические раскопки, и тд.

Это схематически - игровое отражение взрослого мира позволяет детям познакомиться с различными профессиями. В каждой зоне — от пятнадцати минут до получаса, дети, переодетые в униформу учатся основам профессии.

Внучка Полина сразу же побежала на почту, переоделась, и пошла разносить посылки и письма.

Я села возле уютного фонтана, и только собиралась достать телефон (а чем еще отвлекаются современные бабушки? Естественно, виснут в сетях? Шучу, писалась по работе), как истеричный крик одной из мам, прямо не то, что отвлек, а напугал.

В центре зала стояла ухоженная, молодая женщина (от 35 до 40 лет) и громко кричала на весь зал, пугая детей.

Я сначала подумала, что возможно произошло какое-то ЧП.

Или цена на билеты огорчила (цены на детский отдых требуют отдельной статьи негодования)…

Оказалось нет, мама обиделась, что нет нормальных профессий, и громко НЕРВНИЧАЛА в ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: — почему такую "туфту гонят ’’( цитирую правопреемника), и почему на входе не написано, что в центре детям предлагают профессии "лохов"( тут ее же цитирую).

Рядом с мамой, выдающихся размеров, удрученно стояла девочка лет шести, готовая расплакаться.

Молодые аниматоры центра, тоже были готовы пустить слезу, — и вернуть деньги. Но мама не сдавалась, пока один мужчина не подошел, и не сказал, что в самом углу есть банк, там учат деньги считать.

И тут чудо, либо до мамы дошла абсурдность ситуации, либо женская истерика угасла, и пафос рассеялся, либо правы ученые, которые доказали, что мужской голос женский мозг воспринимает лучше, чем голос себе подобных.

Мама схватила ребенка за руку и пошла за возвратом денег.

Выступление ,, несанкционированного аниматора’’ закончилось, детский городок зажил привычной жизнью.

Я обрадованно выдохнула, когда узнала, что в тот момент внучка уже находилась на археологических раскопках, по уши в песке искала кости мамонта и клад.

Вторая ситуация:

На детской площадке в парке. С внуками собрались исключительно бабушки и дедушки, хотя о современных "предпенсионных пращурах" язык не поворачивается произнести — бабули и дедули.

Дети быстро познакомились и вступили в игру.

Одна очень молодая, на тюнинге бабушка, за полчаса задергала внука:

— Не лезь на горку, она грязная!

—По газону не бегай, там могут быть клещи!

— На качелю не лезь, повиснешь! ( качели канатные)

— К кормушке не подходи, заразу подцепишь.

Но самый прикол был, когда мальчик предложил ее внуку прокатиться на самокате, мы ожидаемо настроились на: — упадешь, ноги сломаешь.

Но молодая бабка скреативила, да так, что мы подружились за секунду все взглядами, кто стоял рядом.

Знаете эти взгляды, смеющиеся: коллективно, молча, заговорщически.

Бабушка, стаскивая внука за рукав рубашки, выдала — это негигиенично, брать чужие вещи. За руль немытыми руками все уже успели подержаться, — сказала она, выразительно сверкнув в нашу сторону глазами.

Мне ее взгляд показался знакомым …и унес в собственное детство, к подъезду старой бабушкиной пятиэтажки.

В наших двух подъездах было много детей, и мы дружно с утра уже начинали заходить друг за другом, чтобы тащить во двор все: пластмассовую посудку, солдатиков, кукол, велики, беляши, компот, старые скатерти и шторы.

У нас был заветный шалаш, в который обычно мы стаскивали всё наше детское "богатство", иногда и добытое, не очень честным путем, а пока родители выходили с кухни: котлеты, пряники, конфеты, всё уносили негигиенично в карманах.

Потом также негигиенично ели. Родители и "надзирательный орган" в лице бабушек вяло пресекали всё это.

Это была такая несерьезная игра — они делали вид, что строго нам выносят замечания, мы дружно клялись — что больше никогда, на этот раз, прям никогда, правда … правда…

Но, так как с нас — не брали честное слово, и пионерское тоже, то обычно каждый день все повторялось: кузнечики и ящерицы тащились в дом, а как они будут ночевать в темноте ? Страшно же. Котята усыновлялись, — и неслись домой, меняя две-три квартиры за день, размягчали сердце чьей-то мамы, находили себе дом, а подбитые голуби жили в коробках в подъезде.

А мы засыпая, мечтали — о том, кем станем... Мечты менялись с возрастом, мы познавали мир... Взрослые помогали нам в этом, тогда еще, — и чужие взрослые: учителя, тренеры, соседи, воспитатели.

Но всё-таки основное освещение взрослого мира мы получали в стенах своего родного дома.

Помню, как к нам в дом въехала новая семья. И в один из дней, во дворе появилась — очень нарядная девочка Ирочка.

Детей влечет всё новое, они по своей мелкой природе любознательны. Тем более, что в руках у Ирочки была красивая фарфоровая кукла, из коллекции "15 республик СССР в куклах". Узбекская красотка, со множеством косичек, в ярком национальном наряде. Очень всем хотелось её поддержать.

Но Ира гуляла под надзором бабушки, а та явно была не настроена, чтобы Ира вошла в нашу компанию. Потом мы еще пару раз сделали попытки познакомиться, но не для дворовых игр была рождена Ирочка, а для любования издалека.

Менялись платьишки и бантики у Иры, игрушки в её руках, но не менялось одно, девочка гуляла, под опекой бабушки, не приближаясь к детям.

Потом мы узнали, что папа у Ирочки большой начальник из рыбнадзора, по статусу не положенно ей мазать белые гольфики в песке.

И делить вкусный, горячий хлеб из булочной, расположенной в нашем доме на всех.

Мы быстро привыкли, что Ира является неотъемлемой частью нашего двора — такой, как старый клен, как старые гаражи, как здание пожарки напротив.

И перестали её замечать.

Мы росли, рос и статус папы у девочки Иришки, в семье появился водитель.

И в школу она ездила, а не ходила, КАК ВСЕ — через стекляшку, где можно было выпить по стакану сока, или лимонада.

И не через горки, где можно было после уроков зависнуть до снежных комочков на школьной форме.

Её, и в школе перестали замечать, — как школьную доску, парту или старый шкаф.

Но в классе восьмом вдруг Ира появилась.

Новый учитель химии признал в ней своего человека, и она загорелась опытами, даже все её голос услышали. Вроде ничего такой, заразительный. После школы Ира собралась в мед, но папа и мама решили — не престижно, в чужих болячках ковыряться.

Наверное — негигиенично сработало. Ира поступила в книготорговый — поближе к блату. Это было время — когда хорошая книга, ещё могла служить и царским подарком, и взяткой, и средством наживы.

Но пока она училась, рухнул СССР, книги перестали интересовать многих, работа товароведа в книжном утратила свою престижность.

Говорят, беда не приходит одна, Иру угораздило влюбиться, аж до шестого месяца беременности в коллегу продавца — обычного, симпатичного, веселого парня. Беременность рассосать не помогли отцовские связи, родилась чудесная девочка Анютка.

Но будущего мужа в дом не приняли, а Иру сослали ,, к тетке в Москву’’

Внучку растили родители, по той же схеме.

Недавно встретила Иру( с дочерью они не общаются, та выросла без нее, уехала куда-то на север, после того, как умерли родители Иры) я же переехала в свой район, хоть и в другой дом, но вижу часто друзей детства.

С удовольствием их встречаю, и радуюсь, когда выпадает минутка свободная поболтать.

Встречать Иру не люблю — ещё издали у неё начинает брызгать слюна, и в прямом, и в переносном смысле: двор загадили, подъезд убили, страну развалили...

Я стараюсь уйти побыстрее, пусть она останется в моей памяти той девочкой ... как старый клен... просто частью моего счастливого детства…

Жизнь не редактор, и родительские, или добровольно приобретенные нами ошибки, не грамматические, их не вставишь в телетекст — не отредактируешь.

Черно-белое восприятие мира очень сложное испытание — и для самого человека, и для его окружающих.

Но бороться с ним можно и нужно, иначе оно перейдет в серьезное испытание для нервной системы - привет, депрессия!

А дальше — здравствуй, "синдром квадрата Малевича" из эмоционального,, черно-белого’’ ( плохо - хорошо) восприятия выпадет белый цвет — и мир сгустится сумраком страхов вокруг нас.

Потому что первично к искажению мира нас приводят страхи, которые не заложены в базовых установках, то есть те, которые нам навязали!

Пожар — бояться нужно, ползет гусеница — рассмотреть, убедить критическое мышление — не змея!

Шторм на море — выйти из воды! Грязными руками на улице съел ребенок мороженое — не нужно вызывать скорую! То есть принцип работы критического мышления… понятен?

Не забываем пользоваться, и главное помнить, главное условие критическое мышление работает, только если вы признаете — что вы человек обычный!

Трудно, сложно, как самому себе любимому сказать — что ты — как все! Когда синдром "некаквздешняя", более тридцати лет вбивается нам в голову.

Еще как-то с себя можно содрать пластмассовую корону, а вот признать, что наши дети — обычные, это уже не в какие штакетники современных надстроек личных психологических границ.

Детям нужно говорить, что они самые лучшие, но не забывать добавлять, что только для вас!

А там за порогом социум — в котором каждая вторая ворона белая уже — наша родительская миссия показать ребенку — что вороны не единственные птицы на свете — мир многозвучен, многополярен, разноцветен!

И счастлив тот, кто может услышать, увидеть, потрогать его красоту — и рукой, и душой!

Берегите территорию детства!

Это просто! Вспомните себя лет ... надцать назад!

Какое оно было на вкус? С привкусом ледяных, хрустящих сосулек? Вязкого гудрона? Вяжущих рот кислых ранеток с яблони дички?

Чем пахло? Печеной картошкой из дворового костра? Зеленкой ободранных коленок? Пусть у них оно будет пахнуть их детством... Крепко держите за руку своих детей, но не закрывайте им глаза на этот удивительно красивый мир!

Не мешайте им оставить в нем свои отпечатки рук, даже если они немного грязные!

Фото автора.
Фото автора.

И возможно она поймет ваш мир детства…👇

❤️Внучка Полина❤️
❤️Внучка Полина❤️

Внучка Полина погрузилась в мир детства полностью❤️
Внучка Полина погрузилась в мир детства полностью❤️

❤️
❤️