Со-трудничество, со-общество – это совместная деятельность, совмещение интересов. Нужно учесть интересы партнёра, отказаться от маленькой свободы своеволия, чтобы получить гораздо большую свободу и силу.
Я рассказывал, когда-то давно, прародители хомо сапиенс жили стаей, в которой каждый был свободен той самой первобытной, изначальной свободой – каждый мог делать что угодно, и успех его определялся только его силой. Правили «альфы», а «омегу» могли и сожрать, даже в буквальном смысле.
Но однажды произошло чудо: два слабых договорились отказаться от части своей первобытной свободы. Они по доброй воле отказывались защищать только себя, но брали на себя обязанность защищать друг друга. Когда сильный нападает на одного, другой не убегает, хотя это ему было бы безопаснее, а встаёт рядом с партнёром. И вдруг оказалось, что двое слабых могут противостоять сильному.
Другие слабые, увидев, что это эффективно, начали присоединяться к первому в истории человечества общественному договору. И вскоре появился совершенно новый в истории планеты феномен – общество. Структура, где не всё решает сила, где «альфы» не правят безраздельно, а слабые не обречены на поражение. И вот только тогда, с возникновением общества, человек приобрёл свое главное отличие от животных, своё конкурентное преимущество, которое позволило создать человеческую цивилизацию.
Сейчас же все, кто верит в собственную исключительность, беспредельный суверенитет и полную многополярность, делают себя слабее. И к Китаю это относится в полной мере.
Китай не хочет поступиться и малейшим своим интересом ради России? Китай хочет избежать санкций, поставлять Украине дроны и вывозить украинское зерно? Мол, у нас и Россия – стратегический партнёр, и Украина, и Европа с Америкой?
Ну что ж, концепция «каждый за себя» имеет свои последствия. США воссоздают боевое командование в Японии. Теперь американцы будут «защищать» Японию от «китайской угрозы».
Пора, пора переходить от ложной и опасной концепции многополярности и безусловного приоритета сиюминутных национальных интересов к концепции сообщества. Иначе американцы легко переломают веник по одному прутику, даже если китайский прутик воображает себя баобабом.