Найти в Дзене
history med

Врачевание в средневековой Руси. Народная медицина.

Народная медицина на Руси имела долгую историю развития. В древности народных врачевателей, называемых лечцами, упоминали в "Русской Правде" - древнейшем сборнике русских законов, который был создан при правлении Ярослава Мудрого в XI веке и позднее многократно переписывался и дополнялся. "Русская Правда" закрепляла оплату труда лечцов: согласно тем законам, человек, причинивший вред здоровью другого, должен был заплатить штраф в государственную казну и выделить пострадавшему деньги на лечение. Лечцы передавали свои знания и тайны из поколения в поколение, от отца к сыну, в так называемых "семейных школах". Они использовали широко известные народные лекарства, приготовленные из растений, таких как полынь, крапива, подорожник, багульник, "злоненавистник" (бодяга), цветы липы, листья березы, кора ясеня, можжевеловые ягоды, а также лук, чеснок, хрен, березовый сок и многие другие народные лекарства. Особое место среди лекарств животного происхождения занимали мед, сырая печень трески,

Народная медицина на Руси имела долгую историю развития. В древности народных врачевателей, называемых лечцами, упоминали в "Русской Правде" - древнейшем сборнике русских законов, который был создан при правлении Ярослава Мудрого в XI веке и позднее многократно переписывался и дополнялся.

Русская Правда
Русская Правда

"Русская Правда" закрепляла оплату труда лечцов: согласно тем законам, человек, причинивший вред здоровью другого, должен был заплатить штраф в государственную казну и выделить пострадавшему деньги на лечение. Лечцы передавали свои знания и тайны из поколения в поколение, от отца к сыну, в так называемых "семейных школах". Они использовали широко известные народные лекарства, приготовленные из растений, таких как полынь, крапива, подорожник, багульник, "злоненавистник" (бодяга), цветы липы, листья березы, кора ясеня, можжевеловые ягоды, а также лук, чеснок, хрен, березовый сок и многие другие народные лекарства.

Особое место среди лекарств животного происхождения занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя. В народном врачевании были также популярны лечебные средства минерального происхождения. Например, при болях в животе принимали внутрь растертый в порошок камень хризолит, а для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были также целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, "серного камня" и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ также с давних времен знал о полезных свойствах "кислой воды". Ее древнее название "нарзан" сохранилось до наших дней и означает "богатырь-вода".

Постепенно опыт народной медицины был собран и изложен во множестве книг, называемых травниками и лечебниками, которые появились в основном после принятия христианства и распространения грамотности на Руси. К сожалению, многие рукописные лечебники были утрачены во время войн и других бедствий. До наших дней дошло лишь немногим более 250 древнерусских травников.

Киево-Печерская лавра.

Киево-Печерская лавра
Киево-Печерская лавра
Киево-Печерская лавра, один из самых древних и почитаемых монастырей Русской православной церкви, имела особую роль в исцелении больных и раненых.

Со всех уголков Руси сюда приезжали люди, страдающие различными недугами, и многие находили здесь свое исцеление. Монастырь обладал специальными помещениями, где больные могли пребывать и получать уход от дежурных монахов.

Монастырские хроники XII века, известные как "Киево-Печерский патерик", рассказывают о нескольких подвижниках, которые заслужили славу своего врачебного искусства. Один из них, Антоний, пришедший из Афона, был назывался "пречудным врачом" и лично ухаживал за больными, предоставляя им свои исцеляющие "зелья". Еще один известный монах, Алимпий, занимался написанием новых икон и восстановлением старых, а также славился своими целительскими способностями.

Особенно известным целителем был преподобный Агапит, который учился у преподобного Антония. Агапит бесплатно лечил и выполнял самые тяжелые и неблагодарные работы для помощи больным. Он был известен своей терпимостью и сердечностью в отношении всех, кто обращался к нему, и делал все возможное для их выздоровления, не стремясь к личной выгоде или профессиональному тщеславию. Строго говоря, в древней Руси церковь не являлась монополистом в области медицины.

Помимо монастырской медицины существовала и народная, или мирская медицина. Однако языческие врачеватели, такие как кудесники, волхвы и ведуны, часто объявлялись служителями дьявола и подвергались преследованиям. Также стоит отметить, что во дворах князей и бояр, вероятно, уже в XII веке, работали светские лечцы как русского, так и иностранного происхождения. Например, при дворе князя Владимира Мономаха служил армянский лечец, который пользовался большой популярностью в народе. Однажды он исцелил самого князя Владимира, когда тот был еще черниговским князем, отправив ему свои "зелья". Князь быстро поправился, и после выздоровления он хотел щедро вознаградить своего исцелителя, но Агапит попросил передать дорогие княжеские подарки нуждающимся людям. Киево-Печерская лавра и ее целители были известны и почитаемы в Руси. Люди из разных уголков страны приезжали сюда в поисках исцеления и чудес. Великая роль монастыря в сфере медицины и заботы о больных оставила свой след в истории и народной памяти.