Середина лета и по сырым берегам рек, озёр и канав расцветает дербенник иволистный, или, как его еще с незапамятных времен в народе называют, плакун-трава. Дербенник весьма многогранное с этноботанической точки зрения растение, и повсеместно оно использовалось как в народной медицине, так и в магических ритуалах. Отдельно отмечу, что реальное «волшебство» дербенник показывает в тумане, когда его багряные тревожные языки начинают гореть сквозь плотную молочную пелену.
Первое известное письменное упоминание фитонима "плакун" относится к 1488 г., когда архиепископ Геннадий Новгородский в послании к епископу Нифонту Суздальскому указал на следующее суеверие: «Да с Ояти привели ко мне попа да дияка, и они крестиянину дали крест телник древо плакун, да на кресте том вырезан сором женской да и мужской, и християнин де и с тех мест сохнути да немного болел да и умер».
Рукописные травники 17-19 века не скупились на литературные описания «волшебного» плакуна и особо мне приглянулось вот такое:
«Плакун есть трава. Ино взяти корень его, а тот корень вельми добр от всякого ухищрения бесовского, и бегают от него бесове. А которои человек вырежет ис того кореня крест и станет его носити на себе, ино того человека гром не бьет, и иное вражие прикосновение к нему не прикоснется, и от падучия болезни добро есть вельми. Да которую скотину ухватит борзо какая притча, ино тот же плакуновои корень толчи его мелко и смешати с водою со святою, или хотя не со святою, и давати борзо влити в рот или во ухо. Ино вельми от всякия немощи и от падучия болезни пользует. Да у которого человека скотина стояти не станет - кони, или коровы, или овцы, или куры, - ино то того плакуна травы корень выкопати до солнца на Происхождение в день Честнаго Креста августа в первыи день и носити его в чистом платке. Как станут воду святити, и со ирдани как поидешь, и ты тот корень обмачиваи во иердань и с платом. И после того с ним поди и к обедне. И как придешь от обедни в дом свои, и возми святыя воды и налеи в сосуд, и тот корень положи во святую воду. И тою святою водою и с коренем кропи дом свои, стены, и во дворе стаи, и хлевы, и кони, и рогатои скот, ино от того вельми Бог утоляет гнев свои праведный. Да и то добро, которои человек один во храмине спит или един путем и дорогою едет или идет, и прилучится на пусте месте ему в пустои храмине или в лесу или на поли начевать. Ино тот корень привязывати ему ко кресту на гоитан, ино к тому человеку отнюдь никакое вражие прикосновение не бывает и тоя нощи к нему не приближится, и опочивает тот человек упокои-но. Да которои человек на мори, или в реках, или во озерах и в прудех плавати хощет, ино тот корень плакуновои привязывати ему ко кресту на гоитан и плавати с ним, ино того человека враг губитель рода человеча никако к нему в то время приступити и приближитися не может, и погубити, и зла сотворити тако же не может. Да тот же корень добро есть давати младенцем, которые беснуются от дияволя навождения, ино им вельми помогает. Понеже сия трава свята есть: егда плакала Пресвятая Богородица по Сыне своем, Господе нашем Иисусе Христе, и точила свои святыя слезы на сырую землю, и от тех слез сия трава плакуном и зовется». (Сборни-лечебник последней четверти 17 в).
Кроме всего прочего, плакун-трава - завсегдатай русских заговоров, а также инструкций и примечаний к ним: на открытие кладов, к домовому, от колдунов и для просьб, от порчи и от суда.
Несмотря на нынешнюю, вполне определенную идентификацию плакун-травы как деребенника иволистного, в былые времена фитоним "плакун" присваивали и другим растениям, среди которых числились иван-чай, зверобой, вербейник, ирис, донник и др.
В народе дербенник называли богородицкой травой, божьей травой, боровым бобиком, болотным борячком, дедовой травой, васильками полевыми, васильками дикими, вербовой травой, вербовником, горловником, горчаком, дубником, жерстелем, зализняком черным, зализняком червонным, зелезняком плавным, камышом боровым, козолчеком, коноплянкой озерной, красотой девичьей, кровавницей, махоркой, плавуном, плакун-корнем, подбережником, разноцветом, синей цвет-травой, скрипуном, скрипняком, твердяком, твердянкой, тройчаком, султанчиками синими, утробником, хвостачом красно-синим, чаем луговым, раковыми шейками, водяным скрыпьим куренем, проскурняком меньшим, проскурником, просвирняком, праскудой травой, пряничником, пышечником, пышечкой, свиной репой, рожей, слизь травой, слизью меньшей, слязью, простой слязью.
При таком впечатляющем количестве народных названий очевидно, что вниманием плакун-траву не обделяли, от этого становится еще удивительнее, что в тематических книгах 20 века растение практически не встречается.