Ранним утром я выдвинулся из местечка Телкинниэми под городом Сортавала, чтобы успеть к определенному времени в одну локацию, в которую точно не повезут туристов. В очередной раз убедившись, что поторопился хвалить местные дороги, и проскакав по гравийке, а потом по какой-то убитой лестной тропе, я оказался рядом с рекой Янисйоки («йоки» в переводе с финского означает река). Но, меня интересовала не сама вода, а финский арочный мост, по которому ходят поезда. Мне очень хотелось сфотографировать фирменный поезд «Рускеальский экспресс», который по моей задумке должен был проехать именно в этом месте, отправившись с жд-вокзала Сортавалы. И вот я с фотоаппаратом наготове стою на плотине, сооруженной у реки, название которой я даже не могу выговорить, вслушиваюсь, чтобы из-за громкого бурления потоков воды не пропустить заветный гудок, поблизости ни души, только лес и редкие чайки. Сквозь шум воды я слышу знаменитое «чух-чухание», слышу гудки, и… и на мост выезжает не красивый ретро-поезд, а типичная РЖДшная «Ласточка». Сделав пару снимков, смотрю на скриншот расписания (благо я сделал его заранее, потому что в этом лесу нет совершенно никакой связи) и понимаю, что красивый поезд должен приехать совсем скоро. И вновь я жду. И вновь из-за деревьев доносится стук колес, и на мост выезжает… грузовой поезд, но не «Рускеальский экспресс». Это уже потом, в появившемся интернете, я узнал, что маршрут ретро-поезда проходит совсем по другим рельсам. На финском арочном мосту через реку Янисйоки его привозят в специальные фото-туры для блогеров и фотографов (РЖД свяжитесь со мной, я очень хочу сделать такую фотографию).
Немного расстроившись от того, что мой план не был реализован до конца (де-факто - я увидел мост и сфотографировал поезд, даже два, но де-юре - это не те поезда), я вновь проехал по отвратительной карельской дороге, чтобы посетить, наверное, самое растиражированное место на Ладожском озере (а может и во всей Карелии). Кто-то, узнав, что я собираюсь сюда активно рекламировал мне горный парк «Рускеала», а кто-то откровенно высказывал свое негативное отношение после посещения этого места. Но, не узнаешь, пока сам не посмотришь. Вход в парк стоит 600 рублей, все остальные экскурсии или активности - за дополнительную плату. Например, чтобы посмотреть на подземные пещеры нужно доплатить еще 2100 рублей. Но, поскольку я в своей жизни видел несколько пещер (в Новом Афоне, на озере Кефалония в Греции, на озере Охрид в Северной Македонии), то тратить лишние средства на очередную, в которую можно попасть только по расписанию (внутрь запускают партиями) мне не захотелось. Рускеала - это бывшее месторождение мрамора, которое стало активно развиваться еще при Екатерине II. Тут добывали мрамор для украшения Мраморного дворца, Исаакиевского и Казанского соборов (в Санкт-Петербурге), в последние годы перед закрытием рускеальский мрамор в основном использовали на памятники. Кто знает, может быть, я когда-то даже выбивал плиты отсюда (мам, пап, спасибо за интересное детство). Сегодня же бывшее месторождение мрамора превратили в туристический парк, и скорее всего зарабатывают на живых людях намного больше, чем на мертвых. Вместо добычи - затопленный грунтовыми водами карьер с бирюзовой водой, вместо крупной техники и уставших горных мастеров - различные развлечения для отдыхающих туристов. Парк «Рускеала» - красив и интересен для прогулок. Судя по информации, тут проводят концерты, выставки, фестивали ледяных скульптур. Тут же я все-таки увидел «Рускеальский экспресс». И именно тут впервые в этом отпуске непонятно откуда начался дождь, чем добавил в очередной раз уверенности, что мое присутствие где-то вызывает осадки (засушливые африканские районы свяжитесь со мной).
Из Рускеалы я отправился на базу отдыха, где проживал, чтобы арендовать лодку и посетить знаменитые Ладожские шхеры - это национальный парк на озере, куда входят острова и часть береговой линии. Конечно, можно было бы купить в городе экскурсию, но это слишком просто. Я никогда не плавал на лодке с мотором (сам), так почему бы не стать капитаном именно в Карелии. Лодку дают в пользование, выдают спасательный жилет, канистру с бензином и проводят двух-минутный инструктаж из разряда - будешь тонуть обязательно заглуши двигатель, ну и базовую информацию, типа, рулить этим, дергать тут, бензин заливать сюда. А дальше показывают направление и все, плыви (или иди, я - начинающий капитан и не совсем разобрался во всей этой пиратской терминологии). Ну я и поплыл. Как потом признался парень, сдающий в прокат лодку, плыл уверенно, будто не в первый раз. И именно моя «перворазность» и не позволила мне очень близко подойти к берегу, а уж про выйти на сушу и погулять по шхерам я вообще молчу, ответственность за чужую лодку и возможность перед отъездом домой взять на абордаж какой-нибудь каменный остров - заставляли меня кружить, как чайки, рядом. Но, где вы видели юного капитана, который успевает и судном управлять и фотографировать? А у меня получилось!
Мой отпуск в Карелии подошел к концу. Эта территория оставила приятное впечатление своей невероятной природной красотой, достаточно неплохой туристической инфраструктурой, немного смазав полный позитивный настрой толпами туристов и возросшими ценами на жилье в связи с сезонностью. Карелия - это то место, куда хочется вернуться, чтобы увидеть что-то новое, ведь, за эти несколько дней я посмотрел всего лишь малую толику из всех возможных троп и маршрутов, водопадов и лесов, храмов и деревень. Обратный путь я проехал за один присест, выехав с утра и вернувшись домой поздно вечером, вспоминая каждый день проведенный на двух крупнейших в Европе озерах. Если интересно, то бензина я потратил на тринадцать тысяч, жилье стало самой дорогой статьей расходов и обошлось в чуть более двадцати тысяч, еда и магазины - еще где-то пять тысяч, посещение платных мест - не более двух с половиной тысяч рублей. Удовольствие от посещения Карелии - бесценно! Если кому-то захочется посетить такой же маршрут - обращайтесь, я помогу советом и дам контакты жилья. Но любой тур (который вам будут продавать, как авторский) возможно организовать самому, в сети полно информации, стоит только поискать.
#карелия #рускеала #рускеальскийэкспресс #ладожскиешхеры #ладога