Найти в Дзене
Геодезист в Лесу

Крымское Эльдорадо 24 ( часть 1 )

С недавнего времени многие российские туристы стали организованными. Потому что купить билет на поезд за 90 суток до отправления день в день, а то и в час, могут только крайне организованные и дисциплинированные люди. Я таковым не являюсь, - потому, когда мне весной 2024 года сказали, что билеты стали продавать за 90 дней, я уже всё проспал и пришлось выбирать между самыми экзотическими вариантами.

Поездка в Крым совместно с моим графиком отпусков планировалась примерно на 2 недели. Билеты я покупал 23 апреля (за 69 дней) с отправлением 1 июля. Мне досталась козырная нижняя плацкарта у туалета, а жена с ребёнком разместились в соседней боковушке. Три билета от Москвы до Симфи мне обошлись в 20 тыс (скидка на школьницу не прошла, но уже не было времени торговаться), три купе на 12 июля обратно — в 40 тыс. Поезд на юг был не для слабонервных (175 ХА): ехал 42 часа; старые вагоны; кондиционеры работали очень плохо. К тому же, я заметил, что туалетная культура у современных людей несколько поменялась — дверь, не переставая, хлопала днём и ночью. Типичный пассажир шёл мыть руки, затем шёл мыть яблоко, затем выкинуть качан, затем опять помыть руки, затем помыть второе яблоко и так далее, не переставая 50 человек курсировали туда-сюда, выбрасывая по одному конфетному фантику. Поскольку в вагонах была натуральная баня (со всех сходило по семь потов), многие леди и джентльмены спешили в скромный железнодорожный будуар, чтобы хоть как-то промыть и освежить увлажнившиеся местечки.

В Симферополь мы прибыли в 6 часов вечера 2 июля 2024 года, пройдя полный курс акклиматизации. После 42 часов в нашем поезде крымская степная жара +37 градусов в тени ощущалась примерно как прохлада балтийского бриза во время бархатного сезона. На местной электричке мы доехали до Севастополя (1 билет = 150 р). Короткий пригородный дизелёк шёл по знаменитой исторической Лозово-Севастопольской железной дороге, через шесть тоннелей, по Камышловскому мосту высотой 32 метра (четвёртая его версия от 1944 года), мимо гладких известняковых скал Инкермана (с них под градом пушечных ядер слетели все рыхлые слои), помнящих битвы Крымской войны, мимо живописных бухт Севастополя (который до XXвека был нашим главным Черноморским портом) в лучах закатного солнца. Пожилая женщина бранила местного паренька неформального вида за то, что он фотографировал закат на смартфон. Таким образом, она пыталась донести серьёзность и строгость новых реалий запретов на фото и видео военных и стратегических объектов (или в их сторону).

На соседней с вокзалом остановке мы вошли в первый же троллейбус (По Портовой улице они все едут в центр). Время было часов 8 вечера и мы надеялись где-то в центре купить местную симку с безлимитным интернетом, чтобы иметь возможность вызывать такси и бронировать номера. Почти все салоны связи и магазины работали до 7-8 вечера, даже большинство кафешек закрывались в 10. На улицах людей было меньше, чем обычно в прошлые года, и я подумал, что туристический сезон явно просел. С некоторым трудом удалось нам найти салон связи, на Большой Морской 3, который закрывался в 9. Там мы приобрели симку за 300 р (оператор Миранда) + тариф безлимит 800 р в месяц. Сотрудники любезно всё активировали и проверили. Дальше предстояло вызвать такси. В приложении Яндекс-Путешествия (самое ходовое в Крыму) за пару дней ранее мы забронировали на сутки (за 3500) номер в частном секторе товарищества «Фиолент» рядом с одноимённым живописным мысом.

В ближайших планах у нас было с палаткой пойти на мыс Айя, но вечером с дороги нужно было найти место где переночевать. Таким образом, Фиолент казался идеальным вариантом: там жильё дешевле, чем в центре Севастополя, там хорошее море для купания (а мы же все скучаем по морю и первым делом всегда идём к нему), там обалденные виды (а мне же надо постить что-то выдающееся), плюс это условно в сторону Балаклавы, куда нам по пути.

А вот такси что-то долго не приезжало. Мы уже пробовали разных операторов (в Севасе самые популярные Максим и Пикап). В результате, - к нам подошёл водитель такси и сказал, что он видит наш заказ, что он нас нашёл, а чтобы не платить 20% агрегатору, решил забрать нас «пешком». Ну что делать — мы согласились, заказ отменили и пошли грузиться. Тем более, что микроавтобус у него был чистый и просторный. Но оказалось, что он не знает дороги, а навигатором не пользуется, потому что «он постоянно глючит - его глушат» (к слову, у Марии на телефоне всё работало и позже мы стали сверять маршрут по навигатору). Но водитель не сдавался — он был очень разговорчив, потребовал созвониться с принимающей стороной и передать ему трубку, минут 15 общался с женщиной из гостиницы выясняя где там какие заезды и шлагбаумы, как зовут соседскую собаку и зачем туда вообще ехать. По ходу разговора он пропустил пару поворотов, где хотел повернуть, сделал круг по городу, заблудился, позвонил другу, который живёт в Севастополе и у него по телефону начал выяснять «как выехать на огурец». В процессе этого он поинтересовался как у того дела, здоровье (в запое он или нет), передал приветы всей съемочной группе шоу «Поле Чудес», хорошо хоть домашние угощения не стал лично завозить. Далее он вступал в разговоры с водителями на параллельных полосах: одной женщине сделал замечание, что она своим платьем подметает Севастополь (подол защемило дверью). Ну, в общем, такой рубаха-парень-куплетист со слабой ориентацией в пространстве, который любой богатый дом с высоченным забором называет «дача Януковича».

Добрались мы до нашего отельчика в частном секторе. Администратор сообщила полезную информацию о том, что цена номера не через бронирование на сайте 2500, а не 3500, так что, если мы хотим пожить здесь ещё пару дней, то придётся доплатить всего 5 тыс. А если задержимся на 5 дней, то цена за сутки составит всего 2 тыс. Пять дней жить на Фиоленте мы не хотели, а вот два дня провести здесь — пожалуйста. Я захотел один день посвятить одному пляжу поближе, второй — пляжу подальше, и, между делом, зайти на смотровые площадки на сам мыс.

Утром первого дня мы пошли кушать. Через 700 метров на Фиолентовском шоссе была неплохая столовка, дороже, чем сеть «еда» в Феодосии, Севастополе, Судаке, и ассортимент тоже поменьше, а по качеству плюс минус также, но, в целом, приемлемо. Запомнили график работы, что до 20:00, но после 19 начинаются скидки 50% на еду на вынос (что тоже хорошо, значит блюда не остаются на второй день). Парочка магазинов на шоссе тоже работала до 22:00. Столовая находилась в противоположной стороне от пляжа, поэтому обратно возвращались через номер.

Первый наш пляж был Царский, к нему ведёт каменистая тропа, в коралках и в обуви с тонкой подошвой на ней может быть неудобно, как, в принципе, и на улицах посёлков (они не асфальтированные - по большей части там щебень). Возле начала тропы находится «царская смотровая», на самом деле, просто кусочек ровной земли под туей. Виды с тропы открываются шикарные: вода голубая, прозрачная, кругом клиффы базальтовой пиллоу-лавы из эры крымского вулканизма, поднявшие наверх известняки. Берег богат красивыми разноцветными местами. Высота обрывов в этом месте около 105 метров, тропа длиной 300 метров ведёт к лестнице, которая по высоте около 60-ти метров (с 30-ти метров начинается более крутая лестница, но везде можно пройти без проблем).

кусок карты для удобства, вот наша столовка, слева два пляжа - Каравелла и Царский (где станция Sup)  мы жили на седьмой линии
кусок карты для удобства, вот наша столовка, слева два пляжа - Каравелла и Царский (где станция Sup) мы жили на седьмой линии

Людей на пляже было немного. Мы пошли на более просторную южную часть. Царский пляж делит на две части небольшой базальтовый мыс 50-летия крымской практики. Я на него тоже поднимался, фотографировал. Насквозь через этот мыс проходит трещина, расщелина Ларионова, местная достопримечательность. С подводными очками или камерой для подводной съемки неплохо можно её рассмотреть — она продолжается на подводном продолжении мыса и на дне она выглядит как бездонная впадина, в которую можно просунуть голову и почувствовать холодное дуновение из глубин (и лёгкий холодок по нервам). У меня не было ничего для подводной съемки, поэтому придётся поверить на слово. Северная часть пляжа поменьше, там расположены два камня «кадет» и «юнга», с которых любят прыгать дети. Взрослым лучше прыгать с юнги в сторону натянутой верёвки к расщелине (для удобства натянули), там хватает глубины, чтобы не доставать дна. Вокруг кадета максимум по шею, я один раз прыгнул с кувырком и спиной крепко коснулся дна.

С юга постепенно поднимался ветер и северная малая часть царского пляжа, зажатая между мысом практики и гротом Дианы оставалась более спокойной и прозрачной. Туда приходило больше людей и на берегу уже становилось тесновато. На обоих участках пляжа есть природные родники, текущие из слоёв известняков. Я попробовал воду, на мой взгляд — питьевая. Мы пробыли на Царском пляже целый день и ушли около 6 вечера, чтобы успеть поужинать в единственной столовке.

В ту же столовую мы пришли в 7.15 и там уже местные со скидкой в 50% расхватали практически всю еду, остались только жареные крылышки с соусом том-ям, ну и плюс магазин работал.

На следующий день мы аналогично после завтрака отправились на другой пляж под названием Каравелла, с другой стороны от грота Дианы. Вся логистика перемещений между этими садовыми товариществами строится вокруг проходов в заборах и в них же нужно искать проходы, чтобы выйти к берегу. Этот момент немножко отдалял нас от единения с природой, но я понимаю, что в козырном месте каждый клочок должен быть застроен, не понимаю только как они регулируют где у них есть охранная природная зона, а где нет, а то на самом мысе Фиолент стоят огромные знаки о том, что это природный заказник и тут же через 50 метров стоят многоэтажные отели по 5 этажей с канализацией и прочим.

Вот утром после завтрака мы ещё успели пройтись по смотровым площадкам, посмотрели на Яшмовый пляж с другой, восточной стороны от Фиолента (там где-то 175 метров высоты и лестница как на 50 этажей от Свято-Георгиевского Монастыря). Никаких лодок мы не увидели, потому что был запрет на выход в море к западу от Балаклавы, все ялики и яхты курсировали восточнее. На диком пляже рядом с Яшмовым (если вокруг скалы обойти по воде) стояло всего 2-3 палатки, так что это тоже могло быть наше хорошее место для дикого отдыха, но мы решили не менять планы и на следующий день оправиться в сторону мыса Айя.

На Каравеллу мы тоже не пожалели, что сходили: хороший пляж, красивый грот, до него плыть от пляжа где-то 250 метров, я сплавал один раз и устал, а Маша со Светой по два раза туда плавали. Пока они плавали, а я плескался у берега, охраняя вещи, объявили воздушную тревогу и местные сотрудники проката каяков и сапов пригласили отдыхающих пройти в их небольшое бетонное здание, в качестве укрытия. Кто-то побежал, кто-то пошёл, но в большинстве своём люди продолжили отдыхать. Всё таки, территориально Фиолент является микрорайоном Севастополя и там тревога объявляется вместе с другими более опасными направлениями. Люди постояли немножко в этом маленьком помещении, посмотрели друг на друга и тоже разошлись. Я вообще считаю, что в такой ситуации - самое безопасное никуда не бежать и не идти, а находиться в воде, где осколки быстрее всего теряют кинетическую энергию. Высота обрывов в районе Каравеллы уже поменьше — 80 метров, но лестница начинается сразу, поэтому чисто физически подниматься от Царского пляжа полегче, хоть там на 25 метров выше.

В тот день мы любовались шикарным закатом и людьми, курящих кальяны наверху мыса с гротом Дианы. Завтра нас ждала Балаклава и мыс Айя.