Как интересно порой складываются обстоятельства. Записавшись на экскурсию «Рай для сладкоежек и монахинь» я ждала, когда соберется группа. Рядом отправлялась еще одна группа, эта экскурсия была на шоколадную фабрику с дегустацией и мастер-классом (платная). Решила, что пойду на неё после. Решила и забыла.
На экскурсии «Рай для сладкоежек и монахинь» гид рассказал, что на Верхней Красносельской улицы и в ее окрестностях когда-то располагалось царское село Красное с деревянным дворцом и придворной церковью. В петровские времена устаивались гуляния и фейерверки. А во времена Николая I здесь поселились монахини древнего Алексеевского монастыря и купцы, самыми известными из которых были представители «сладкой» династии Абрикосовых. Опять сладости…
В очередной раз, ища приключения, я наткнулась на бесплатный мастер-класс по приготовлению шоколада в Музее «Роза Эйнема» на Берсеневской набережной. Я зарегистрировалась. Кстати попасть на знаменитые производства Москвы и познакомиться с работой столичных промышленных предприятий может любой из вас благодаря проекту Открой#Моспром.
Спеша на МК нос сразу уловил характерный аромат, витающий в воздухе вблизи кондитерской фабрики. Я разглядела архитектурный комплекс фабрики, основанной 170 лет назад. На самом МК мы узнали об истории возникновения фабрики «Красный октябрь», познакомились с упаковками шоколада, конфет и печенья 19 и 20 веков, ну и конечно сам МК.
На МК (наконец-то!!!) нам раздали шоколадную гильзу, ореховый батончик, кондитерские украшения и конечно стакан вкусного горячего шоколада. Гильзу мы заполнили шоколадом и орехами, батончик декорировали. После МК у нас осталось полстакана шоколада. Его можно было съесть!!! Аромат шоколада напомнил, как в детстве делали торт с шоколадной глазурью. Ну, а пока наши шедевры охлаждались в холодильнике, мы посмотрели ролик о выращивании и переработке какао.
В ходе экскурсии мне опять напомнили о шоколадных королях нашей страны, об их конкуренции при жизни и их общем будущем!
В середине 19 века в столице параллельно начали дело 3 разных человека: немец Фердинанд Теодор фон Эйнем, француз Адольф Сиу и русский Алексей Абрикосов. Прямо как в анекдотах. К началу 20 века они полностью контролировали премиум-сегмент кондитерского рынка страны.
Горькое детство. «Эйнем» будущий «Красный Октябрь»
Фердинанд фон Эйнем, основатель «шоколадной империи», в детстве шоколад не ел - отец-священник считал это греховным проявлением. Повзрослев, он выучился на кондитера, и приехал в Россию начинать дело. Новая страна – новое имя, Фердинанд стал Федором Карловичем. Федор Карлович начал производить рафинада, затем открыл мастерскую по производству шоколада и конфет. Вместе со своим земляком Юлиусом Гейсом Эйнем купили в Европе паровую машину и построили фабрику, а в 1867 учредили «Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайныхъ печеній Эйнемъ».
Гейс и Эйнем не только делали качественную продукцию, но и придумывали новые для своего времени рекламные приемы. Конфеты Эйнемъ покупали даже ради упаковки, которая иногда была дороже содержимого. Упаковку обшивали бархатом и кожей, а внутри были подарочки: ноты «Шоколадного вальса» или «Танца какао» (писались специально для Эйнема и не продавались в музыкальных магазинах, а домашнее музицирование было в порядке вещей); марципановые фигурки или фирменные щипчики для сладостей; схемы вышивания крестиком или дизайнерские игральные карты. Представляете, сколько шоколада надо было съесть, чтобы собрать колоду!!! Вы ели конфету «Мишка косолапый» с картиной Ивана Шишкина? Это самая «старая» конфета в современном ассортименте фабрики, дизайн и рецептура не менялись ни разу!
Эйнем был поставщиком Императорского двора: производил бисквит, шоколад, конфеты, халву, вафли, печенье, мармелад, пряники, кофе и какао. После смерти Эйнема Юлиус Гейс встал у руля, а потом и его дети. Название фабрики не сменили, ведь имя уже стало полноценным брендом.
«Пьяные конфеты». «А.Сиу и ко» будущий «Большевик»
В 1853 году в Россию приехала супружеская пара из Франции Адольф и Эжени Сиу. На Тверской они открыли маленький магазин конфет ручной работы. Через 30 лет они построили современную фабрику, оборудованную электричеством. Электричество поражало не только конкурентов, но и посетителей соседнего Петровского парка. Люди собрались у ограды, думая, что это праздничная иллюминация. Кроме конфет, шоколада, кофе и какао, на фабрике производили мармелад, пастилу, вафли, карамель, монпансье, варенье, драже, пирожные и мятные пастилки.
У Сиу тоже были и красивые коробки с сюрпризом, и коллекционные предметы и веселые ребусы. К 300-летию дома Романовых они придумали новое печенье, «Юбилейное», за что стали поставщиками Двора. Во время революции производство печенья остановили, а в 1967 году производство печенья возродили по тому же рецепту, правда, уже в честь другого юбилея. Ноу-хау кондитеров Сиу стали конфеты с алкоголем. Они придумали шарик из сахара и крахмала, который не таял, если влить в него ликер и покрыть шоколадом. Еще они первые стали делать мягкую карамель – любимые всеми ириски.
Супруги Сиу придумали не только сладости, но и фирменный автомобиль с мороженым и другими десертами, развивали кофейни, как вида женского досуга. В то время не везде дама могла появиться без спутника, не бросив тень на репутацию. Здесь же, у Сиу, было модно «выпить чашку кофе или шоколада и скушать один из маленьких сандвичей».
«Киндер-сюрприз». «А.И. Абрикосова сыновья» будущий «Бабаевский»
Упорство основателя династии Абрикосовых меня восхитило. Крепостной крестьянин по имени Степан даже не имел фамилии. Абрикосовым он стал благодаря своей абрикосовой пастиле. Еще в конце 18 века Степан ездил в Москву продавать абрикосовую пастилу и мармелад. А в 1804 купил вольную и открыл свою первую лавку. Ему было на тот момент 64 года (никогда не поздно уйти в свободное плавание!)!
Дети, также выкупленные из крепостных, не справились с управлением фабрикой, и через 40 лет обанкротились. А вот внук Степана Абрикосова Алексей пошел наемным работником в ондитерскую, и спустя несколько лет начал семейное дело с нуля. Жена Алексея, Агриппина, поддерживала мужа и вложила свое приданое в бизнес. Она родила ему 22 ребенка. Семья занимала целый переулок в Москве на Нижней Красносельской улице, где поначалу находилось и их производство – своеобразный кондитерский квартал. Благодаря трудам Алексея до революции фабрика пережила второе рождение, а товарищество «А.И. Абрикосова сыновья» получило статус поставщика Двора, намного раньше своих конкурентов.
Товарищество Абрикосова старалось удивить покупателей и упаковкой и ассортиментом. Фирма производила карамель, конфеты, шоколад, бисквит, мармелад, монпансье, каштаны в сахаре, кофе, какао, чай, пироги и торты. Из конфет-долгожителей вы наверняка ели «Раковые шейки» и «Гусиные лапки» (для меня это воспоминания из детства). А еще именно Абрикосовы первыми в России стали делать «киндер-сюрпризы» – игрушку, помещенную в шоколадную конфету. Им же приписывается изобретение Дедов Морозов и зайцев в фольге, которых можно было повесить на елку. И первые конфеты от кашля «Утиный нос».
А как вы думаете, где продавались конфеты от кашля «Утиный нос».
Главным и самым известным нововведением товарищества были глазированные фрукты. Их рецепт Абрикосовы привезли из Европы. Супруги путешествовали и дегустировали сладости, общались с европейскими кондитерами, а параллельно в Симферопольской лаборатории подбирали рецепт. Научились глазировать апельсины, персики, дыни, разные ягоды. В этой же лаборатории первыми на российском рынке разобрались, как делать консервированные фрукты.
После революции и национализации шоколадные короли потеряли свои фабрики. Но их продукты и рекламные приемы пережили и их самих, и эпоху, что это дело отняла. Еще одна шутка времени – производства трех бывших конкурентов сегодня работают вместе в составе компании «Объединенные кондитеры» на Малой Красносельской улице в том самом кондитерском квартале семьи Абрикосовых.
До встречи! До новых приключений!