Найти тему
Dataslov

НАТЕ! новых слов

Оглавление

Литературное творчество Маяковского исключительно. Яркий слог, нестандартная графическая подача стихотворения и авторские слова. Футуриста даже называли новатором языка. Всего он придумал 2840 (!) новообразований.

В статье разбираемся, где они встречаются, как создаются и выглядят.

#авторы@dataslov

«Окказиональные новообразования Владимира Маяковского интересны не только своим строением, экспрессивной окраской, но и, несмотря на прошедшие десятилетия, постоянной актуальностью»

Астафьев А.Ю

Веяние эпохи

В начале XX века в результате общественных изменений русский литературный язык переживает преобразование. Серебряный век стал точкой роста множества литературных стилей и течений. Представители каждого из них отстаивали своё представление о творчестве в новых условиях.

Творческий путь Маяковского начинался с футуризма — модернистского литературного течения (затем определился в отдельную группу кубофутуризма). Его концепция была построена на разрушении всех канонов, отказе от традиционных методов и создании новых динамичных образов. Поэтому участники течения часто прибегали к созданию неологизмов — новых слов.

-2

«Пророки футуризма», 1914 год

В частности речь пойдёт про вариацию этих новых лексических единиц — окказионализмы.

Термин и его значение

Окказионализмы (лат. occasionalis — «случайный») — это разновидность неологизма, индивидуально-авторское слово, которое создал поэт или писатель художественного произведения по модели словообразования, существующим в языке.

Такое слово является результатом языковой игры и может жить исключительно в рамках контекста. В отличие от простого неологизма окказионализмы чаще всего не получают широкого распространения и не входят в активный словарный запас языка.

Конечно, Владимир Маяковский был не единственным, кто любил создавать авторские выражения (этим увлекались Николай Лесков, Игорь Северянин, Марина Цветаева, Анна Ахматова и многие другие), однако самым плодовитым стал именно он.

Всего, по данным лингвиста Кирилла Горбачевича, Маяковский за свою деятельность вывел 2840 новых слов. Хотя многие исследователи до сих пор не уверены в корректности результата, поскольку поэт часто обращался к малоизвестным просторечиям и жаргонизмам. Определить их авторство сложно.

Словообразование

Маяковский работал со всеми существующими способами с начала творческой деятельности. Рассмотрим каждый по отдельности, приведём примеры и попробуем выявить особенности маяковских неологизмов.

-3

Исследователи отмечают, что любимый способ образования существительных и глаголов у яркого представителя футуризма — приставочный (как и у Велимира Хлебникова). А любимицами Маяковского были приставки из- и вы-. Приставочным способом он создал наибольшее количество окказионализмов. Рассмотрим несколько примеров.

__________________________________________________________________

Выржать — сильно хохотать в нетрезвом состоянии

Использовано в стихотворении «Братья писатели» (1917). Является производным от жаргонизма «ржать», «заржать».

Пьяной песней / душу выржу / в кабинете кабака.

__________________________________________________________________

Изиздеваться — увелич. к издеваться; насмехаться, совершать намеренно неприятное

Даже если приставка в слове присутствовала, это не мешало поэту добавить ещё одну в качестве усилителя. Поэма «Облако в штанах» (1914-1915).

Вашу мысль, / мечтающую на размягченном мозгу, /как выжиревший лакей на засаленной кушетке, /буду дразнить об окровавленный сердца лоскут: /досыта изиздеваюсь, нахальный и едкий.

__________________________________________________________________

Бесптичье — отсутствие птиц

Появляется в раннем стихотворении «Гимн судье» в 1914 году.

Экватор дрожит от кандальных звонов./ А в Перу бесптичье, безлюдье…

__________________________________________________________________

-4

Эти способы также были ходовыми. Владимир Маяковский опирался на несколько видов суффиксов, придавая колоритность и звучность произведению.

1.Суффиксы оценки:

а) уменьшительно-ласкательные: тучица, валютца, любёночек, в кулачике и др;

б) увеличительные: адище, волосища, шеища и др;

в) пренебрежительные: меньшевичочек, имажинистики и др;

2. Нулевые суффиксы: морщь, толщь, свин и др.;

3. Суффиксы абстрактного значения: безвалютность, долгость и др.;

4. Суффиксы, обозначающие лицо: пролетариатоводец, расплатчик, голгофовец и др.;

5. Суффиксы с собирательным значением: пановьё, бараньё, улитьё и др.

__________________________________________________________________

Дождина — увелич. к сущ. дождь

Встречается в очерках «Моё открытие Америки» (1926).

К моменту спуска полил дождь, никогда не виданный мной тропический дождина.

__________________________________________________________________

Зудёж — желание, сильное чувство беспокойства, одухотворение

Упоминается в стихотворении «Секрет молодости» (1928). Имеет аналогичное значение слову «зуд».

Нет, / не те "молодежь", // кто восхода / жизни зарево, // услыхав в крови / зудёж, // на романы / разбазаривает.

__________________________________________________________________

Загробь — загробный мир; абстрактное пространство, в которое человек попадает после смерти

Образовано от прилагательного «загробный» при помощи нулевой суффиксации. Встречается в поэме «Про это» (1923).

Верить бы в загробь! / Легко прогулку пробную. / Стоит / только руку протянуть — / пуля / мигом / в жизнь загробную / начертит гремящий путь.

-5

Сложение основ встречается в текстах реже, но тем не менее таким способом поэту и драматургу удаётся создавать поистине запоминающиеся окказионализмы.

__________________________________________________________________

Дрыгоножество — пренебреж. занятие танцами, балетом; кокетничество

Употребляется в поэме «Владимир Ильич Ленин» (1924). Образовано сложением основ дрыгать + ноги (+ суффикс -еств-). Посвящено балерине Кшесинской, которая была фавориткой Николая II.

Дом / Кшесинской, / за дрыгоножество / подаренный, / нынче - / рабочая блузница.

__________________________________________________________________

Меднорожий — объект, лицо которого состоит из меди

Это слово встречается в стихотворении 1914 года «Скрипка и немножко нервно». Сложение медный + рожа (разг.). Этот окказионализм не приспособлен для употребления в ином контексте, поскольку подходит только для описания одушевлённого металлического предмета.

А когда геликон — / меднорожий, / потный, / крикнул: / «Дура, / плакса, / вытри!» — / я встал, / шатаясь полез через ноты, / сгибающиеся под ужасом пюпитры, / зачем-то крикнул: / «Боже!»…

__________________________________________________________________

Верблюдокорабледраконьи — фантасмагоричный, неясный образ, напоминающий сразу несколько объектов, когда смотришь на скопление кораблей

Владимир Маяковский применил этот эпитет в поэме «V Интернационал» (1922). Верблюдокорабледраконьи — самый длинный сложно-составной окказионализм из трёх слов.

Эскадры / верблюдокорабледраконьи. / Плывут.

-6

Ну и последний (но не по важности) способ — трансформация существительного в глагольную форму с использованием приставки и суффикса.

Интересно, что этот способ характерен для английского и других иностранных языков, в русском же чаще применяется обратный порядок действий (бегать бег).

Исследователи и ценители творчества Маяковского отмечают любовь поэта именно к глагольным образованиям, которые до него никто не употреблял. Они добавляют напор и динамичность любому тексту. Рассмотрим, что удаётся создать приставочно-суффиксальным способом.

__________________________________________________________________

Озакатить — окрасить что-то в цвет заката

Из знаменитой поэмы «Человек» (1917). Нетрудно догадаться, что вдохновением послужило слово закат.

Звезды! / Довольно / мученический плести / венок / земле! / Озакатили красным.

__________________________________________________________________

Испавлиниться — расцвести, распуститься как хвост павлина

Глагол появился в тексте «Владимир Маяковский» (1913). Также имеет метафорическое значение существительного, от которого образован глагол.

Мир зашевелится в радостном гриме, / цветы испавлинятся в каждом окошке...

__________________________________________________________________

Взмедведиться — показаться, почудиться опасным

Окказионализм из поэмы «Про это» (1923) на первый взгляд ассоциируется с медвежьей агрессией, возможно патлатостью, однако это мнение ошибочно. Футурист здесь отсылает к настороженности жителя леса, который в естественной среде склонен к поиску возможных угроз.

Ему лишь взмедведиться может такое / сквозь слезы и шерсть, бахромящую глаз.

__________________________________________________________________

И что с того?

Взмонументим (из стихотворения «Долой!», 1929 год) всё вышесказанное и подтвердим, что окказионализмы, созданные Владимиром Владимировичем Маяковским, — действительно уникальное явление, построенное на обычных принципах словообразования. Новые слова и выражения, составленные автором для художественной цели, остаются визитной карточкой «горлана-главаря» (как он сам себя называл).

Язык в руках талантливого человека превращается в материал для создания авторского стиля, отражающего современность, динамичность и потребности эпохи.

Какое новаторское выражение в поэзии и прозе Маяковского излюбили («Адище города», 1913 год) вы? Искренне ваш DataSlov!❤️‍🔥