Найти в Дзене
Добрый психолог

12 родительских предписаний (запретов, директив) по Гулдингам

Психологи Мэри и Боб Гулдинги обнаружили 12 основных родительских предписаний, которые могут негативно повлиять на жизненный путь ребёнка. Чаще всего жизненный сценарий формируется до 6–8 лет, когда ребёнок может испытывать ощущение внутренних барьеров и запретов на определённые действия или мысли.

Родители передают эти предписания своим детям неосознанно, передавая им свои собственные взгляды на жизнь и отношения с окружающими. Эти предписания имеют авторитарный характер и могут быть сложными для самостоятельной корректировки в зрелом возрасте.

Родительские предписания передаются на только (и не всегда) словесно, чаще - на не вербальном уровне, с помощью действий/бездействия, поступков, необдуманно брошенный фраз, манипуляций, осуждающих бесед, и пр.

Ребёнок "получает" директиву от родителя в виде определенного сообщения, понимает как ему следует или не следует действовать. Затем понимает, что за несоблюдение директивы его ждёт наказание (в том числе на эмоциональном уровне), следовательно, возникает чувство вины за несоблюдение послания или отклонения от него (этот процесс почти невозможно понять самостоятельно без посторонние помощи).

Итак, родительских посланий - 12:

1. Один из самых опасных запретов — «Не живи» или «Не существуй/сгинь/не мешай». Он часто возникает в неблагополучных семьях или у детей матерей, страдающих послеродовой депрессией. Запрет проявляется на невербальном уровне через игнорирование, отторжение ребёнка и отсутствие физического контакта в раннем возрасте. На вербальном уровне он выражается фразами: «Ты мне не нужен», «Глаза б мои тебя не видели», «Уйди и не возвращайся», «Когда ты родился, нам было очень трудно» и т. д. Физическое насилие над ребёнком является крайней формой этого запрета.

Последствиями такого предписания могут стать неосознанное стремление к саморазрушению (алкоголизм, наркомания, самоповреждение), склонность к суициду и отсутствие успеха в жизни.

2. Запрет «Не будь собой» может возникнуть, например, когда родители хотели одного пола ребёнка, а родился противоположный, или если ребёнка постоянно сравнивают с другими детьми. Фразы, которые используют родители: «Вот если бы ты был(а) мальчиком/девочкой», «Посмотри на других детей, они нормальные, а ты…», «Вот Петя уже делает уроки, а ты…», «Вот я в твоём возрасте уже…»

В результате у ребёнка возникает неудовлетворённость собой, желание быть похожим на кого-то другого, повышенная самокритичность и стремление к недостижимому идеалу.

3. Не будь ребёнком.

Из-за отсутствия детства, чрезмерной нагрузки обязанностями и ответственностью, человек теряет способность проявлять творческие способности, спонтанность и яркие желания. Чувство вины за отдых или безделье становится нормой его жизни.

Фразы родителей могут звучать так "Ты ведёшь себя как маленький". При этом важная особенность - происходит подчеркивание, что хорошо быть взрослым, а маленьким - плохо.

4. Не взрослей, оставайся ребёнком. Этот запрет, который ещё называют обратным, возникает, когда родители боятся потерять свою значимость и привязанность ребёнка. Они считают, что взрослая жизнь принесёт им только проблемы, и хотят сохранить детство малыша как можно дольше.

Это особенно характерно для тех семей, где ребёнок является последним или единственным. Фразы взрослых при этом могут звучать так: "у взрослых столько проблем", "как прекрасно быть ребёнком, не то, что стать взрослым", "наслаждайся, пока ты ещё ребёнок", и т.д.

5. Не стремись к успеху.

Этот запрет возникает из бессознательной зависти родителей к достижениям детей, хотя на сознательном уровне они гордятся их успехами.

Родители говорят: «Мы сами не смогли достичь этого, поэтому сделаем всё, чтобы у тебя получилось»; «Не пытайся, у тебя не выйдет»; «Давай лучше я сделаю».

В результате ребёнок обесценивает свои успехи («могло получиться и лучше», «это неидеально») или убеждается, что никогда не достигнет успеха и не будет успешным, а также испытывает трудности с завершением начатого.

6. Не предпринимай никаких действий.

Этот запрет тесно связан с предыдущим и часто используется вместе с ним. Он запрещает человеку что-либо делать или создавать.

Родители могут говорить ребёнку: «Не бегай так быстро», «Не лезь на дерево, упадёшь», «Не трогай это, поранишься», «Подожди, не делай этого, подумай хорошенько, а вдруг…», «Это опасно!», «Нельзя!».

В результате у человека формируется уверенность в том, что всё, что бы он ни сделал, будет сделано плохо, появляется ощущение собственной некомпетентности и синдром самозванца. Также такой человек боится начинать что-то новое и принимать самостоятельные решения.

7. Не проявляйся или Не будь лидером или Не будь важным. Эти фразы могут указывать на установку, которую дают родители своим детям: «Не выделяйся, не проявляй лидерские качества и не считай себя важным». В результате дети привыкают быть незаметными, боятся брать на себя ответственность и выступать на публике. "будь как все" - словно девиз для таких родителей и их детей. Могут звучать фразы (или невербальные послания) "А что скажут соседи /другие", "мало ли что ты хочешь, перехочешь"...

8. Не принадлежи. Или ты особенный, не такой как все. Запрет на близость и привязанность. Причиной может быть страх родителей перед общением с другими людьми или установка: «Принадлежи только нам, а не кому-то ещё».

Родители говорят: «Ты особенный, не такой, как все»; «Не привязывайся к ним, потом будет больно»; «Что за друзья у тебя такие?»; «Они тебя не заслуживают».

В результате возникают проблемы с установлением контактов, одиночество, уверенность в собственной исключительности и замкнутость.

9. Не будь близким, не доверяй

Эта директива предполагает отказ от близких отношений и доверия к другим людям. В семьях, где она формируется, часто не принято проявлять физическую близость, делиться чувствами и эмоциями.

Вот примеры фраз, которые могут отражать эту директиву: «Не верь никому, все люди — обманщики», «Не откровенничай с другими, всё расскажут», «Держись подальше от всех».

Результатом становится недоверие к окружающим и к самому себе. Человек начинает сомневаться в правильности своих решений и действий, ожидая подвоха от других. Он приходит к выводу, что мир полон опасностей и никому нельзя доверять. Часто такие люди играют роль жертвы, которую обманывают и бросают, что служит бессознательным подтверждением верности этой установки.

10. Не будь здоровым

Эта фраза означает, что некоторые родители могут желать, чтобы их ребёнок был болен, или ребёнок может получать желаемое только через болезнь. Также это может быть связано с желанием матери показать свою заботу и любовь к ребёнку, когда она ухаживает за ним во время болезни. Иногда такая установка возникает в семьях, где родители конфликтуют, и болезнь ребёнка становится способом объединить их. Симуляция болезней, ипохондрия, психосоматика и частые болезни часто являются указанием на имеющийся запрет такого рода.

11. Не думай

Не пытайся размышлять.

Это происходит, когда родители принимают решения за ребёнка.

Выражения: «Индюк тоже думал, и в суп попал», «Не умничай», «Кто здесь тебя спрашивает?», «Много думать вредно», «Будешь думать, когда вырастешь», «Мал ещё думать», «Зачем тебе забивать голову этой ерундой?» и другие подобные им.

Результат: неспособность самостоятельно мыслить, принимать решения и отвечать за них, инфантильность, зависимость от других, необдуманные действия, отсутствие стремления найти решение и ожидание, что всё произойдёт само собой, неумение отстаивать своё мнение.

12. Не чувствуй

Это проявляется в принижении значимости эмоций. Может относиться ко всем базовым эмоциям (грусть, радость, гнев, страх) или к одной из них. Возникает у родителей, которые сами привыкли подавлять свои чувства.

Примеры фраз: «Мальчики не должны плакать», «Девочки не сердятся», «Если будешь радоваться слишком сильно, потом будешь долго плакать», «Ты сейчас хочешь есть/пить/тебе холодно или жарко», «Чего ты боишься, ведь ты же мужчина», «Будет больно — терпи», «Надо доесть».

Последствия: неспособность выражать свои чувства, сочувствовать и сопереживать; нарушения пищевого поведения; неумение прислушиваться к сигналам своего тела; опасное поведение (если табуировано чувство страха); неспособность выражать гнев и справляться с излишним напряжением, что может привести к серьёзным заболеваниям, лечение которых также может быть затруднено.

-2

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Работа с посланиями от родителей по методу Гулдингов включает следующие шаги:

  • Осознание наличия посланий: изучите список посланий и определите, какие из них соответствуют вам.
  • Анализ ситуаций: вспомните ситуации из вашего детства, в которых проявлялись послания.
  • Принятие решения: примите решение отказаться от негативных посланий и сформировать новые, поддерживающие.
  • Обращение к специалисту: обратитесь к психологу или терапевту, который поможет вам осознать и проработать послания.
  • Практика саморефлексии: регулярно анализируйте свои мысли, чувства и поведение, чтобы выявлять и изменять негативные модели.

Связаться со мной можно через запись на сайте, или в ТГ по номеру телефона +7 999 715 88 91