Найти тему
ИндияСвами

Веда магических формул: самый древний гримуар на Земле

Оглавление
"Ты, который не жив и не мертв, ты бессмертное дитя богов, о Сон! Варунани — твоя мать, Яма (смерть) — твой отец, Арару — твое имя. Мы знаем, о Сон, твое рождение, ты сын божественного женского народа, орудие Ямы (смерти)! Ты — конец, ты — смерть! Так мы знаем тебя, о Сон: защити нас, о Сон, от дурных снов! Как человек выплачивает шестнадцатый, восьмой или (весь) долг, так мы передаем каждый дурной сон нашему врагу.

То что вы только что прочитали - возможно самое древнее на Земле магическое заклинание. По крайней мере, одно из древнейших. И записано оно вовсе не в каком-нибудь средневековом гримуаре (книга или учебник по магии), а в одной из индийских Вед. А именно - в Атхарваведе (Гимн VI, 46. Изгнание дурных снов).

Да, именно Атхарваведу можно считать первой в мире книгой-инструкцией по различного рода магическим действиям. Здесь перечислено и сотворение заговоров, создание различных зелий, любовных и разрушительных амулетов и т.д.

Остальные три Веды — Ригведа, Самаведа и Яджурведа. Все это священные писания индуизма, которые, как считается, были составлены в Индии между 1500 г. до н. э. и концом 1-го тысячелетия до н. э. То есть около 3 тысяч лет назад.

Слово Атхарваведа некоторые переводят как «Веда магических формул», хотя не все ученые согласны с этим переводом. Часть исследователей толкуют значение слова Атхарваведа как «веда (знание) священника или жреца, совершающего огненные жертвоприношения».

По сравнению с тремя другими Ведами, Атхарваведа, представляет собой как бы «народную религию», поскольку ее заклинания и гимны носят более фольклорный, деревенский характер, чем в первых трех Ведах.

Эта веда содержит заклинания, заговоры, в том числе для изгнания злых духов и призраков.
Эта веда содержит заклинания, заговоры, в том числе для изгнания злых духов и призраков.

Авторство Атхарваведы

Согласно легенде автор Атхарваведы - легендарный ведический мудрец (риши) Атхарван, который, как полагают, услышал эту Веду, а затем записал ее.

Атхарвана называют одним из Саптариши, или семи провидцев, и, как полагают, именно он учредил огненное жертвоприношение. Кроме того, некоторые утверждают, что Атхарван означает «огненный жрец».

Атхарваведа также известна как Атхарвангираса-веда, и в этом случает этот священный текст приписывается как Атхарвану, так и Ангире, другому ведическому мудрецу.

Атхарваведа разделена на 20 канд (больших частей), которые содержат в общей сложности 730 сукт (что означает «гимны»). В общей сложности Атхарваведа содержит около 6000 мантр (или стихов), большинство из которых метрические. Однако можно отметить, что небольшое количество гимнов, оцениваемое примерно в одну шестую часть всей Атхарваведы, были написаны в прозе.

Страница из «Атхарваведы Самхиты».
Страница из «Атхарваведы Самхиты».

Природа мантр Атхарваведы

Атхарваведа описывается как «Веда разнообразного знания», поскольку она затрагивает многочисленные темы. Все заклинания и гимны можно разделить на три основные категории. Первая из них связана с лечением болезней и уничтожением враждебных сил.

Например, в Книге I есть несколько заговоров против лихорадки, несколько заговоров против яда и заговоры против червей (для себя / своего скота / для своих детей).

Есть также заговоры, которые были предназначены для борьбы с духовными, а не физическими болезнями. К ним относятся заговоры против одержимости демонами болезней и заговоры для изгнания демонов. Кроме того, есть заговоры, призванные защитить человека от злых врагов, таких как колдуны и «враги, мешающие святому делу».

В Атхарваведе содержится множество женских любовных заклинаний.
В Атхарваведе содержится множество женских любовных заклинаний.

Вторая категория состоит из гимнов, связанных с повседневной жизнью, таких как здоровье, богатство, дружба и брак. Примерами гимнов, которые попадают в эту категорию, являются заклинания для женщины, чтобы получить мужа, заклинание, чтобы способствовать мужественности (кстати, есть также заклинание, чтобы лишить мужчину его мужественности), и заклинание, чтобы обеспечить идеальное здоровье.

Эта Веда содержит и мантры Абхичара (черной магии) для получения жены, для зачатия, для рождения сына, для предотвращения естественного аборта, для предотвращения зачатия, для отношений мужчины и женщины.

Третья категория гимнов касается более высоких материй, таких как природа Высшего Существа, бессмертие и время. Примерами являются «Гимн богине Земле» и «Прославление солнца, или изначального принципа, как ученика Брахмана».

Примеры гимнов-заклинаний

ГИМН V: К водам, за силой и мощью

  1. Вы, Воды, воистину приносите нам блаженство: так помогите же нам обрести силу и мощь, Чтобы мы могли увидеть великое наслаждение.
  2. Дай нам долю росы, самой благоприятной росы твоей, Как матери в своей тоскующей любви.
  3. Ради тебя мы хотели бы пойти к Тому, в Чью обитель ты посылаешь нас, И, воды, дай нам силу деторождения.
  4. Я молю воды послать нам бальзам, тем, кто правит драгоценными вещами и имеет высшую власть над людьми.

ГИМН VI: К водам, за здоровьем и богатством

  1. Да будут воды нам для питья, Богини, для нашей помощи и блаженства:
  2. Пусть они льют на нас здоровье и богатство. В Водах — так сказал мне Сома — обитают все бальзамы, которые исцеляют,
  3. И Агни, тот, кто благословляет все. О Воды, изобилуйте лекарствами, чтобы уберечь мое тело от вреда,
  4. Чтобы я долго мог видеть Солнце. Воды благословляют нас, всех, кто поднимается в пустынных землях или болотистых лужах!
  5. Благословите нас, Воды, добытые из земли, благословите нас, Воды, принесенные в кувшинах, благословите нас, Воды Дождей!

Почему не все признают Атхарваведу как одну из Вед?

В древности маги и религия были едины, и только позже они стали противостоять.
В древности маги и религия были едины, и только позже они стали противостоять.

Прежде всего, главная цель Атхарваведы — умиротворять (демонов), благословлять (друзей) и проклинать врагов.

Эта книга не нашла большого расположения у жрецов, которые исключили ее из священной триады Вед, и долги века четвертая веда была в забвении.

Однако изначально в своем происхождении магия и религиозный культ имеют одинаковую цель — контроль над трансцендентным миром. Изначально они преследовали именно эту цель.

Со временем жрецы, которые воздавали почести богам, постепенного расходились с функциями магов, которые стали ассоциироваться как те, кто находятся в союзе с демонами.

Интересным фактом является то, что, несмотря на это отвращение брахманов к Веде магии, ритуальные тексты, описывающие великие жертвоприношения, включают и экзорцизм — формулы и магические обряды, посредством которых жрец может уничтожить «врага, которого он ненавидит, и который ненавидит его», а свод законов Ману также санкционирует использование экзорцизма против врагов.

Все это привело к том, что из Вед Атхарваведа, будучи последней, то есть четвертой по порядку, иногда рассматривается как имеющая меньшую важность, чем другие Веды. Современные ученые с мировоззрением, обусловленным западным образованием, усмотрели в ней примитивные и так называемые неарийские элементы, особенно в гимнах, связанных с заклинаниями и заговорами.

Другая точка зрения на Атхарваведу в том, что она учит, как можно подключиться к своей внутренней мудрости и обрести больший контроль над своими мыслями и эмоциями, разваит силу слова и более глубокую связь с божественным, призывая высшие силы себе в помощь.

Читайте также о магии в Индии: