Книга Бытие
Глава 44
1 {Потерянная чаша} Иосиф приказал своему управляющему: - Наполни мешки этих людей едой, сколько смогут унести, и положи серебро каждому обратно в мешок.
2 Положи мою чашу, мою серебряную чашу, в мешок к младшему вместе с его серебром за зерно. И тот сделал, как велел Иосиф.
3 Как только рассвело, братьев отправили в путь вместе с их ослами.
4 Они были еще недалеко от города, когда Иосиф сказал управляющему: - Немедленно отправляйся в погоню за этими людьми; когда догонишь, скажи им: «Почему вы заплатили злом за добро?
5 Ведь это чаша моего господина, из которой он пьет и на которой гадает! Вы совершили недобрый поступок!»
6 Догнав их, он повторил им эти слова.
7 Они ответили: - Почему господин говорит такие слова? Разве станут твои слуги делать подобное!
8 Ведь мы даже принесли тебе обратно из земли Ханаана то серебро, которое нашли у себя в мешках. Зачем же нам воровать серебро или золото из дома твоего господина?
9 Если вещь найдется у одного из твоих слуг, пусть он умрет, а остальные станут рабами нашего господина.
10 Он сказал: - Хорошо, пусть будет так, как вы говорите: у кого найдется чаша, тот станет моим рабом, а остальные будут свободны от ответа.
11 Братья быстро опустили каждый свой мешок на землю и развязали их.
12 Управляющий начал искать, начиная со старшего, кончая младшим; чаша нашлась в мешке у Вениамина.
13 Они разорвали на себе одежду, нагрузили каждый своего осла и вернулись в город.
14 Иуда и его братья вернулись в дом Иосифа, который еще был там. Они бросились перед ним на землю.
15 Иосиф сказал им: - Что же вы сделали? Разве вы не знали, что такой человек, как я, может все узнать через гадание?
16 - Что мы можем сказать моему господину? - ответил Иуда. - Как нам возразить? Как доказать нашу невиновность? Бог открыл вину твоих слуг. Теперь мы рабы моего господина - и мы, и тот, у кого нашлась чаша.
17 Иосиф сказал: - Разве я стану делать такое! Только тот, у кого нашлась чаша, будет моим рабом, а вы возвращайтесь к отцу с миром.
18 {Иуда просит об освобождении младшего брата Вениамина} Тогда Иуда подошел к нему и сказал: - Пожалуйста, мой господин, позволь твоему слуге сказать моему господину слово. Не гневайся на твоего слугу, хотя ты равен самому фараону.
19 Мой господин спросил своих слуг: «Есть ли у вас отец или брат?»
20 И мы ответили: «У нас есть престарелый отец и есть его юный сын, рожденный ему в его старости. Его брат умер, и он остался один из сыновей своей матери, и отец любит его».
21 Тогда ты сказал своим слугам: «Приведите его ко мне, чтобы мне посмотреть на него».
22 А мы ответили моему господину: «Мальчик не может оставить отца, а если оставит, то отец умрет».
23 Но ты сказал своим слугам: «Пока ваш брат не придет сюда с вами, не показывайтесь мне на глаза».
24 Вернувшись к твоему слуге, моему отцу, мы рассказали ему, что сказал мой господин.
25 Наш отец сказал: «Вернитесь и купите еще немного еды».
26 Но мы ответили: «Мы не можем пойти; только если младший брат пойдет с нами, тогда мы пойдем. Мы не можем и на глаза показаться тому человеку, если не будет с нами младшего брата».
27 Твой слуга, мой отец, сказал нам: «Вы сами знаете, что моя жена родила мне двоих сыновей.
28 Один из них ушел от меня, и я сказал: “Конечно, он был растерзан на куски”, - и с тех пор я его не видел.
29 Если вы возьмете от меня и другого, и с ним случится беда, вы сведете мою седую голову в мир мертвых в горе».
30 Поэтому, если мальчика не будет с нами, когда я вернусь к твоему слуге, моему отцу, и если мой отец, который так привязан к этому мальчику,
31 увидит, что его с нами нет, он умрет. Твои слуги сведут седую голову нашего отца в мир мертвых в скорби.
32 Твой слуга поручился за безопасность мальчика перед отцом. Я сказал: «Если я не приведу его к тебе, то вина перед тобой, отец, будет на мне всю жизнь».
33 Итак, молю тебя, позволь твоему слуге остаться здесь рабом моего господина вместо мальчика, и позволь мальчику вернуться с братьями.
34 Как я могу вернуться к отцу, если мальчика со мной не будет? Да не увижу я горя моего отца.
(Быт.44:1-34)
КОММЕНТАРИИ ЛОПУХИНА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА
Хитрость Иосифа с целью испытать привязанность братьев к Вениамину.
Быт 44:1−2. И приказал [Иосиф] начальнику дома своего, говоря: наполни мешки этих людей пищею, сколько они могут нести, и серебро каждого положи в отверстие мешка его,
а чашу мою, чашу серебряную, положи в отверстие мешка к младшему вместе с серебром за купленный им хлеб. И сделал тот по слову Иосифа, которое сказал он.
После дружественной беседы и торжественной общей трапезы с братьями, Иосиф готовит братьям тяжкое испытание: по побуждениям, которые на первый взгляд представляются непонятными, Иосиф приказывает домоправителю положить в мешок своего меньшего брата свою серебряную чашу — для того, чтобы иметь повод требовать от братьев оставления Вениамина в качестве раба (ст. 10) и затем испытать степень привязанности братьев к единоутробному брату Иосифа. Вместе с тем Иосиф каждому из братьев (и Вениамину) приказывает по-прежнему возвратить плату за хлеб. Последнее, по замечанию иудейских комментаторов, имело отклонить подозрение у братьев, будто Вениамин действительно виновен в похищении чаши: теперь появление последней в мешке Вениамина имело полное сходство с загадочным (вторичным) возвращением платы за хлеб каждому из братьев Иосифа.
Быт 44:4−5. Еще не далеко отошли они от города, как Иосиф сказал начальнику дома своего: ступай, догоняй этих людей и, когда догонишь, скажи им: для чего вы заплатили злом за добро? [для чего украли у меня серебряную чашу?]
Не та ли это, из которой пьет господин мой и он гадает на ней? Худо это вы сделали.
Иосиф торопит домоправителя своего отправиться в погоню за его братьями; иначе они сами могли заметить чужую вещь у Вениамина и возвратить ее, — тогда план Иосифа остался бы не выполнен. Братьям Иосифа должна была быть поставлена на вид особая неприглядность их поступка:
• они позволили взять собственность человека, их облагодетельствовавшего;
• взять вещь, необходимую в жизненном обиходе Иосифа; притом
• они уже опытно могли знать (Быт 43:33), что Иосиф владеет даром предвидения, в частности — на взятой ими чаше он «гадает» («nachesch jenachesch» — «обычно гадает»): разумеется весьма употребительное у древних гадание по чаше -: киликомантия (κυλικομαντεία, κυαὕομαντεία), состоявшая в наблюдении игры лучей света на поверхности воды, налитой в чашу, или: гидромантия, когда в воду бросались драгоценные вещи и по блеску их отгадывали будущее. Возможно, что о гадании Иосифа говорится им и домоправителем в тоне несерьезном. Ссылка на гадание нужна была лишь для придания обвинению характера уверенности.
Быт 44:8−9. Вот, серебро, найденное нами в отверстии мешков наших, мы обратно принесли тебе из земли Ханаанской: как же нам украсть из дома господина твоего серебро или золото?
У кого из рабов твоих найдется [чаша], тому смерть, и мы будем рабами господину нашему.
Предъявленное обвинение братья Иосифа совершенно основательно опровергают ссылкой на факт возвращения ими Иосифу платы за хлеб, из какого факта очевидна была честность их и неспособность на приписываемое ими похищение. В сознании своей невинности они сами назначают себе чрезмерно большое наказание: смерть виновника и рабство всех прочих братьев (Быт 31:32), — ни одно, ни другое не требовалось уголовным правом древнееврейским и других древних народов; участие целого общества в ответственности виновника требовалось Моисеевым уголовным правом неоднократно (Втор 21:1−9).
Быт 44:10. Он сказал: хорошо; как вы сказали, так пусть и будет: у кого найдется [чаша], тот будет мне рабом, а вы будете не виноваты.
Домоправитель принимает предложение братьев лишь в той его части, какою они предлагали сделать обыск у них (ср. 12 ст.): налагаемое ими наказание он смягчает.
Быт 44:12. Он обыскал, начал со старшего и окончил младшим; и нашлась чаша в мешке Вениаминовом.
Обыск, очевидно, для придания ему характера правильности и непреднамеренности, начинается со старшего брата и, естественно, чаша отыскивается лишь у последнего. 10 раз вздох облегчения вылетал из груди обыскиваемых, но тем сильнее было впечатление от результата обыска у 11-го брата.
Быт 44:13. И разодрали они одежды свои, и, возложив каждый на осла своего ношу, возвратились в город.
По поводу раздирания одежд сыновьями Иакова Мидраш замечает, что это было им возмездие за то, что они некогда заставили отца своего разодрать одежды (Быт 37:34). Во всяком случае факт раскаяния братьев Иосифа в давнем преступлении не подлежит сомнению.
Быт 44:14. И пришли Иуда и братья его в дом Иосифа, который был еще дома, и пали пред ним на землю.
Иуда нарочито выделяется из среды братьев, как имеющий выступить ходатаем за Вениамина и говорить вместо всех братьев, которые, очевидно, все принимают участие в судьбе Вениамина.
Быт 44:15. Иосиф сказал им: что это вы сделали? разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно угадает?
Иосиф, желавший от братьев именно такого отношения к Вениамину, начинает обвинять их не столько в низости, сколько в нерассудительности: братья, уже знакомые с проницательностью Иосифа, не могли, говорит он, думать скрыть от него похищение. Что касается его волхвования (ср. ст. 5), то, по блаженному Феодориту (вопр. 107), он «сказал это, не в самом деле употребляя гадания и волхвования, но применяя слова к настоящему обстоятельству. Достойна же удивления точность в словах его. Даже и притворно пред братьями не согласился приписать себе волшебство, приписывает же кому-то другому, облеченному тою же властью, ибо не сказал: я волхвую, но: волхвованием волхвует человек, подобный мне».
Быт 44:16−17. Иуда сказал: что нам сказать господину нашему? что говорить? чем оправдываться? Бог нашел неправду рабов твоих; вот, мы рабы господину нашему, и мы, и тот, в чьих руках нашлась чаша.
Но [Иосиф] сказал: нет, я этого не сделаю; тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, а вы пойдите с миром к отцу вашему.
Сознавая себя и братьев своих неповинными, Иуда, однако, выставляет на вид, что у них найдено вещественное доказательство похищения («corpus delicti»), поэтому только непосредственное действие суда Божия может объяснить наличность их виновности: так Иуда апеллирует уже не к справедливости, а к милости Божьей и к милосердию правителя Египта. Но Иосиф, повторяя сказанное домоправителем его (ст. 10), настаивает на оставлении в рабстве одного Вениамина, а прочим братьям предоставляет идти свободными и невредимыми к отцу: здесь самый решительный пункт их искуса, — представлялся благовидный повод отделаться от любимца. Но в эту напряженную минуту с новою энергиею выступает на защиту Вениамина Иуда.
Иуда ходатайствует за него и самоотверженно предлагает себя Иосифу в рабство вместо него.
Быт 44:18. И подошел Иуда к нему и сказал: господин мой, позволь рабу твоему сказать слово в уши господина моего, и не прогневайся на раба твоего, ибо ты то же, что фараон.
Речь Иуды — одна из возвышеннейших и прекраснейших речей, содержащихся в Ветхом Завете, а вместе и одно из самоотверженных действий любви лиц ветхозаветной библейской истории. При чрезвычайной искренности и глубине чувства речь Иуды отличается и особенной психологической тонкостью и искусством, а равно и замечательной полнотой освещения главного предмета — происшествия с Вениамином. Ст. 18 образует вступление и, кроме просьбы о внимании (ср. Быт 50:4), содержит и искусное captatio benevolentiae.
Быт 44:19−21. Господин мой спрашивал рабов своих, говоря: есть ли у вас отец или брат?
Мы сказали господину нашему, что у нас есть отец престарелый, и [у него] младший сын, сын старости, которого брат умер, а он остался один: от матери своей, и отец любит его.
Мы сказали господину нашему: отрок не может оставить отца своего, и если он оставит отца своего, то сей умрет.
Имея в виду в конце речи (ст. 30−31) изобразить глубокую печаль отца своего в случае оставления его в Египте, Иуда еще ранее (ст. 25−29) говорит о том душевном страдании, какое пережил Иаков уже при втором отъезде их в Египет, а сам этот отъезд ставит в зависимость от распоряжения Иосифа привести Вениамина, причем нарочито выставляет, что не они, братья Вениамина, первые заговорили о нем, а Иосиф сам вопрошал их о нем и вообще о семейном их положении и сам дал им понять, что примет Вениамина с любовью («взглянуть», ст. 21). (ср. Быт 42:20), — с чем, предполагается, совершенно расходится настоящее положение Вениамина, — и сильным давлением на них (заключением на 3 дня под стражу) (Быт 42:17) заставил их вынудить отца отпустить Вениамина.
Быт 44:27−29. И сказал нам раб твой, отец наш: вы знаете, что жена моя родила мне двух: сынов;
один пошел от меня, и я сказал: верно он растерзан; и я не видел его доныне;
если и сего возьмете от глаз моих, и случится с ним несчастье, то сведете вы седину мою с горестью во гроб.
С особенной трогательностью изображает Иуда преимущественную привязанность Иакова к Вениамину ввиду, особенно, потери Иосифа (последнее упоминание должно было особенно живо затронуть сердце Иосифа).
Быт 44:30−31. Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душею которого связана душа его,
то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб.
На образном языке еврейском любовь Иакова к Вениамину представляется так: душа Иакова связана неразрывными связями с душой Вениамина (ср. 1Цар 18:1), так срослась с ней, что с исчезновением Вениамина, погибнет и жизнь Иакова. Такой нежности родительской любви к детям не знал мир языческий. Говоря о том, что возвращение братьев к Иакову без Вениамина повлечет за собою смерть отца, Иуда употребляет тоже выражение: «сведут... седину... отца... во гроб», которое Иаков сам употребил в ответе сыновьям (Быт 42:38). Этим выражением Иуда, неведомо для себя, и Иосифа сопричисляет к виновникам будущей смерти Иакова. Это последнее более всего могло усилить впечатление речи Иуды на Иосифа.
Быт 44:32−34. Притом я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: если не приведу его к тебе [и не поставлю его пред тобою], то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни.
Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими:
ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего.:
В этот момент высшего напряжения Иуда предлагает самого себя в рабы вместо Вениамина по двум основаниям:
• он взял у Иакова его любимца на поруки (ст. 32) и навсегда останется виновным перед отцом (ст. 33);
• он не может быть зрителем трагической смерти отца, одним из виновников которой он не может не считать самого себя.
Этими двумя основными идеями своими — изображением горя и страданий Иакова и выражением благородного мужества и решимости на самопожертвование — Иуда окончательно побеждает сердце и разум Иосифа, от сострадательности которого теперь все зависело: он получает и полное нравственное удовлетворение видя, что братья раскаялись, и глубокое душевное потрясение. Все это побуждает его открыться братьям, что он далее и делает.
Бытие 44 глава — Библия — Комментарии Лопухина: https://bible.by/lopuhin-bible/1/44/
ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (с сайта www.gotquestions.org)
Автор: Автор книги Бытие не определен. Традиционно, автором считается Моисей. Нет убедительных оснований отрицать его авторство.
Дата написания: В книге Бытие не указывается, когда она была написана. Датой написания, скорее всего, является промежуток между 1440 и 1400 гг. до н.э., в период между выходом израильтян из Египта и смертью Моисея.
Цель написания: Книга Бытие иногда называется «рассадником» всей Библии. Большинство основных библейских доктрин приводятся в форме «семени» в книге Бытие. Наряду с падением человека, дается Божье обетование о спасении или искуплении (Бытие 3:15). Доктрины о творении, вменении греха, оправдании, искуплении, аморальности, гневе, благодати, Божьей власти, ответственности и о многом другом изложены в этой книге о происхождении под названием Бытие.
В книге Бытие даются ответы на многие важные жизненные вопросы: «Откуда я взялся?» (Бог создал нас – Бытие 1:1). «Почему я тут?» (Мы тут, чтобы иметь отношения с Богом – Бытие 15:6). «Куда я иду?» (У нас есть назначение после смерти – Бытие 25:8). Бытие обращается к ученым, историкам, богословам, домохозяйкам, фермерам, путешественникам, мужьям или женам Божьим. Это достойное начало истории о Божьем плане для человечества – Библии.
Ключевые стихи: Бытие 1:1: «В начале сотворил Бог небо и землю».
Бытие 3:15: «Тебя и женщину Я сделаю врагами, и дети ваши будут врагами друг другу: сын ее голову тебе разбивает, а ты жалишь его в пяту».
Бытие 12:2–3: «Я произведу от тебя великий народ, благословлю тебя и возвеличу твое имя: ты станешь благословением! Кто тебя благословит – того Я благословлю! Прокляну того, кто тебя проклянет! Благословением ты станешь для всех народов земли!»
Бытие 50:20: «Вы замышляли против меня зло, а по Божьему промыслу оно обернулось добром: скольким людям это спасло жизнь!»
Краткое резюме: Книгу Бытие можно разделить на две части: первобытная история и патриархальная история. Этапы первобытной истории: 1) творение (главы 1–2); 2) грехопадение (главы 3–5); 3) потоп (главы 6–9) и 4) рассеивание (главы 10–11). Патриархальная история содержит жизнеописание четырех выдающихся людей: 1) Авраама (12–25:8); 2) Исаака (21:1–35–29); 3) Иакова (25:21–50:14) и 4) Иосифа (30:22–50:26).
Бог создал Вселенную, которая была безупречной и свободной от греха. Он также создал человечество, чтобы иметь личные отношения с Ним. Адам и Ева согрешили, и тем самым принесли зло и смерть в этот мир. Зло постоянно росло, пока не осталась лишь одна семья, в которой Бог нашел что-то хорошее. Он послал потоп, чтобы уничтожить зло, но спас Ноя и его семью вместе с животными в ковчеге. После потопа человечество снова начало размножаться и распространяться по всему миру.
Бог избрал Авраама, от которого Он произвел бы избранный народ и, в конечном итоге, дал бы обещанного Мессию. Выбранная линия родства передалась от Авраама его сыну Исааку, а затем от Исаака к Иакову. Бог изменил имя Иакова на Израиль, и его двенадцать сыновей стали родоначальниками двенадцати колен израильского народа. В Своей мудрости Бог отправил Иосифа, сына Иакова, в Египет через предательские действия его братьев. Этот злой поступок был направлен Богом во благо и, в конечном итоге, дал Иакову и его семье спасение от голода при помощи Иосифа, который обрел великую власть в Египте.
Предсказания: Многие новозаветные темы берут свои корни из книги Бытие. Иисус Христос является семенем женщины, которое уничтожит власть сатаны (Бытие 3:15). Как и с Иосифом, Божий план через жертву Его Сына был предназначен во благо человечеству, хотя те, кто распял Иисуса, имели злые намерения. Ной и его семья являются первыми из многих представителей остатка, изображенного в Библии. Несмотря на огромные трудности и сложные обстоятельства, Бог всегда сохраняет остаток, верный Ему. Остатки израильтян вернулись в Иерусалим после вавилонского плена; Бог сберегал остаток во всех гонениях, описанных в книгах Исаии и Иеремии; остаток 7000 священников был скрыт от гнева Иезавели; Бог обещал, что из остатка иудеев однажды выйдет истинный Мессия (Римлянам 11). Вера, проявленная Авраамом, будет даром Божьим и основой для спасения иудеев и язычников (Ефесянам 2:8–9; Евреям 11).
Практическое применение: Главной темой Бытия является вечное существование Бога и Его творение мира. Со стороны автора не проявляется никаких особых усилий в пользу защиты существования Бога – он просто говорит, что Бог есть, всегда был и будет, что Он всемогущ. Таким образом, у нас есть уверенность в истинах Бытия, несмотря на утверждения скептиков. Все люди, независимо от культуры, национальности и языка, несут ответственность перед Творцом. Но из-за греха, принесенного в мир при грехопадении, мы отделены от Него. Тем не менее, через одну небольшую нацию, Израиль, Божий искупительный план был открыт и стал доступным для всего человечества. Мы радуемся этому плану.
Бог создал вселенную, землю и каждое живое существо. Мы можем доверять Ему в решении проблем в нашей жизни. В любой безнадежной ситуации, как например, с бездетностью Авраама и Сарры, Бог может совершить удивительные вещи, если мы будем просто верить и подчиняться. В нашей жизни могут происходить ужасные и несправедливые вещи, как с Иосифом, но Бог всегда ведет ко благу, если мы верим в Него и Его высший план. «А мы знаем, что для тех, кто любит Бога, кто был призван согласно Его замыслам, Он все обращает во благо» (Римлянам 8:28).