Найти в Дзене

Азбука Сазонова. "О" - ОЛЬГА.

Ранее я уже писал о стремлении Сазонова добиться сближения России и Румынии, в части азбуки на букву "Ж" - Жезл. Кроме дарования румынскому королю русского фельдмаршальского жезла, обсуждалась возможность брака наследника Румынского престола принца Фердинанда и великой княжны Ольги Николаевны, дочери русского царя.

14) «О» - ОЛЬГА. Сазонов С. Д. Воспоминания. М., 1991. С. 129.

"Вскоре после поездки Великого Князя Николая Михайловича в Бухарест в Петрограде состоялось освящение памятника Великому Князю Николаю Николаевичу, бывшему главнокомандующему наших армий в турецкую войну 1877 года.

Для сохранения живой памяти нашего братства по оружию в борьбе за освобождение Болгарии Государь пригласил румынский двор и представителей румынской армии принять участие в этом торжестве. С этой целью прибыли в Петроград наследный принц Фердинанд и наследная принцесса Мария с их старшим сыном, 20-летним принцем Карлом, а также и депутации от разных частей румынской армии.

Наследная чета провела около недели в Царском Селе, и за это время я несколько раз имел случай видеть румынских гостей. В связи с их приездом в Россию возникли слухи о возможности помолвки одной из старших дочерей Государя с принцем Карлом. Эти слухи не были лишены основания.

По многим причинам этот брак мог быть признан русским двором вполне подходящим, а лично мне он казался, по политическим соображениям, желательным, чего я не скрывал от Государя и императрицы.

Их Величества, не возражая ничего против моих доводов, настаивали только на том, чтобы брак Великой Княжны — тогда говорили главным образом об Ольге Николаевне — состоялся только по более близком знакомстве молодых людей между собой и при непременном условии свободного согласия на него их дочери".

Брак заключен не был, но само обсуждение его возможности показывает дальнейшую вероятную судьбу одной из дочерей Николая и Александры. Правда, мать отпускать дочек не хотела и одним из аргументов было то, что уровень жизни за границей, в других правящих домах, совсем не тот, что в России. Императрица как-то прямо сказала Сазонову (Сазонов С. Д. Воспоминания. М., 1991. С. 131):

"«Подумайте, — прибавила она, — что означает для русской Великой Княжны выйти замуж за иностранца, даже в самых счастливых условиях.

Тут я опять говорю по личному опыту. Сравните, как живут чем пользуются они у себя дома с тем, что в огромном большинстве случаев ожидает их за границей. Как трудно им поэтому решиться променять прежнюю жизнь на новую.

Чтобы сделать подобный переход возможным, нужно по крайней мере сильное увлечение»".

То есть, в определённом смысле, императрица считала, что брак для её дочерей будет означать падение уровня жизни.

На фото Ольга и Алексей Романовы, май 1918 г. Они уже в Ипатьевском доме.