Найти тему

Азбука Сазонова. "К" - КОНСТАНТИНОПОЛЬ.

Неотъемлемой чертой нашей внешней политики на Востоке была святая вера в то, что нет для России большей заботы, чем овладеть проливами в Черное море, Боспором и Дарданеллами и Константинополем. Проливы нужны для безопасности Черного моря, так мы смогли бы решать, кого туда пускать, а кого нет, а Константинополь нужен потому как этот один из центров православного мира.

Средств для достижения этих целей, как видно из дальнейшего отрывка, у нас особо не было, но смущало это только специалистов.

Отмечу ещё, что уже во время войны между нами и союзниками по Антанте было подписано соглашение Сайса-Пико (вообще ещё и С. Д. Сазонов над ним работал, но его фамилия в названии договора обычно не упоминается), по которому Россия после войны, в случае победы Антанты должна была получить Константинополь с проливами, турецкую Армению и часть Курдистана.

Антанта победила. Россия - нет.

10) «К» - КОНСТАНТИНОПОЛЬ. Сазонов С. Д. Воспоминания. М., 1991. С. 151.

"Поздней осенью 1913 года я испросил разрешения Государя созвать в течение зимы совещание с участием морского министра, начальника генерального штаба и их ближайших сотрудников, посла нашего в КОНСТАНТИНОПОЛЕ и нескольких моих помощников по министерству иностранных дел для выяснения тех мер, которые русское правительство могло бы наметить на тот случай, если бы обстоятельства вынудили его к наступательному движению в направлении Константинополя и проливов.

Это совещание состоялось под моим председательством 8 февраля 1914 года. Из обмена мыслей на совещании прежде всего выяснилось, что членам его наступление на Константинополь представлялось не иначе, как в связи с европейской войной.

Вследствие этого вопросы о мобилизации войск, сухопутных и морских перевозках, увеличении нашей судостроительной программы и ускорении ее выполнения, расширении железнодорожной сети и т. д. обратили на себя особое внимание совещания.

При этом еще раз обнаружилось, что мы не располагаем средствами для быстрых и решительных мер и что на приведение в исполнение намеченной программы понадобились бы целые годы. Суждения совещания были занесены в протокол и затем представлены мной на утверждение Государя.

Я помню, под каким безотрадным впечатлением нашей полной военной неподготовленности я вышел с этого совещания. Я вынес из него убеждение, что если мы и были способны предвидеть события, то предотвратить их не были в состоянии. Между определением цели и ее достижением у нас лежала целая бездна. Это было величайшим несчастьем России".

На фото храм святой Софии в Константинополе в начале XX века.