В 1987 году Сергей Соловьев совершил рок-революцию в советском кино, с помпой выпустив на большие экраны двухсерийную «Ассу», которая сразу же обрела культовый статус, в первую очередь у молодежной зрительской аудитории. Разношерстная съемочная группа отправилась снимать странный фильм зимой в Ялту.
После выхода на экраны «Асса» быстро превратилась в один из символов Перестройки, гимном которой стала песня группы «Кино» - «Хочу перемен». В авангардной криминальной драме можно было увидеть звезд советского андеграунда и услышать песни подпольных рок-групп.
Далее представляю вам интересные факты про создание культовой «Ассы»:
1. На «Банановых островах» есть песня «Здравствуй, мальчик Бананан». Этот альбом при поддержке Владимира Матецкого записал автор и исполнитель Юрий Чернавский. После его прослушивания Сергей Соловьев решил дать ключевому персонажу своей новой картины имя Бананан.
2. Главного героя в фильме мог сыграть Борис Гребенщиков. Александру Розенбауму режиссер собирался предложить стать мафиози Крымовым. Гребенщиков отказался сниматься и обратил внимание Соловьева на двадцатилетнего Сергея Бугаева по прозвищу «Африка».
3. Первоначальное название фильма «Здравствуй, мальчик Бананан» не понравилось Бугаеву. Он предложил Соловьеву назвать картину «Асса». В сюрреалистической истории, рассказанной режиссеру Африкой, шла речь о Ное и его первых шагах по земле, после того как закончился потоп.
По версии Бугаева, покидая Ковчег, библейский персонаж произнес: «Асса!» (эту историю можно услышать в начале фильма). Автором лозунга «Асса» называют художника Олега Котельникова. Исполнитель главной роли сказал режиссеру, что на худой конец АССА может означать «Автор Соловьев Сергей Александрович».
4. Режиссер попросил знакомого принести ему кассеты с записями современных подпольных рок-групп. После их прослушивания Соловьев остановил свой выбор на альбомах «Аквариума».
5. Бананан поет в «Ассе» песни Бориса Гребенщикова голосом Сергея Рыженко.
6. В создании «снов», которые видит Бананан, участвовали ленинградские художники Евгений Кондратьев, Олег Котельников и Евгений Юфит.
7. Художница Ирена Куксенайте сыграла в «Ассе» женщину из Комитета госбезопасности, которая сопровождает «Бороду». На съемках она познакомилась с Сергеем Бугаевым, что стало началом их пылкого романа. Молодые люди решили пожениться. Впоследствии их семья пополнилась двумя детьми.
8. Сценаристу Сергею Ливневу хотелось порадовать свою возлюбленную Алику Смехову, необычное имя которой он дал главной героине фильма. Позже девушка вышла за него замуж. В «Ассе» Алика появилась в исполнении Татьяны Друбич – жены и музы Сергея Соловьева.
9. Крымов – беспощадный делец, представляющий новую формацию советской теневой элиты. В этой роли зрители увидели знаменитого режиссера Станислава Говорухина, который говорил, что Крымов – «великолепная, мощная, трагическая фигура, значительнейший человек, отвергнутый минувшей эпохой». По воспоминаниям Соловьева, Говорухин так увлекся этим образом, что начал разговаривать, как Крымов. Его манера поведения изменилась.
10. В исполнении Крымова в «Ассе» звучит фрагмент «Песни о друге», которую написал Владимир Высоцкий. Впервые она прозвучала в «Вертикали» режиссера Станислава Говорухина.
11. Александр Баширов полностью импровизировал во время произнесения монолога о Гагарине. Это была вынужденная ситуация, так как актер не выучил свой текст из сценария.
12. Картину снимали в разных уголках зимней Ялты. Герои Друбич и Говорухина живут в «Ореанде», а обедают в ресторане, занимающем правое крыло «Тавриды». Там же играет группа Бананана, устраивает драку Бабакин и происходит первое появление Виктора Цоя.
Возле этого отеля можно увидеть канатную дорогу, которая снята в сцене прогулки Бананана и Алики. Теперь это городская достопримечательность. Крымов попадает в камеры видеонаблюдения КГБ на территории Никитского ботанического сада.
13. Вначале администрация «Ореанды» отказала Соловьеву, который хотел снять несколько сцен в этой гостинице. Обиженный режиссер написал отчаянную телеграмму генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Сергеевичу Горбачеву. Совершенно случайно лидер государства ее получил и сильно разозлился, после чего администрация «Ореанды» уже не препятствовала проведению съемок.
14. Действие «Ассы» разворачивается в первой половине 80-х, через десять лет после закрытия Симферопольского ипподрома, который в фильме посещает Крымов. Эта сцена была снята на территории московского ипподрома.
15. Для съемок исторической части «Ассы» использовали Михайловский замок в Северной столице. Там сняли несколько эпизодов по книге «Грань веков». Ее автор Натан Эйдельман был приглашен для чтения закадрового текста.
16. Во время съемок фильма Сергея Соловьева лидер группы «Кино» встретил Наталью Разлогову. Он сразу влюбился в переводчицу-синхронистку, которая помогала на съемках режиссеру. Местом первой встречи Цоя и Разлоговой стала ялтинская набережная. Когда съемки «Ассы» завершились, лидер «Кино» ушел от своей жены Марьяны, которая осталась с их сыном Сашей, и стал жить в Москве у своей новой возлюбленной.
17. Знаменитая песня «Хочу перемен» прозвучала в эпизоде, который сняли на территории Зеленого театра парка культуры и отдыха им. Горького в Москве. На этот раз массовке не нужно было платить, так как многие хотели побывать на бесплатном концерте группы «Кино».
Во время съемок этого эпизода звучала фонограмма. Но остальные песни музыканты исполнили живьем. Зрители были на взводе, так как долго ждали кинематографистов, которые готовились к съемкам.
18. Премьера «Ассы» состоялась во Дворце культуры Московского электролампового завода. Именно здесь почти целый месяц проходил арт-рок-парад «Асса», в котором участвовали рок-музыканты и художники.
Свидетелями этого эпохального события стала сорокатысячная зрительская аудитория. Сергей Соловьев готовил его 8 месяцев. Перед киносеансом проходили рок-концерты и выставка, на которой свои работы демонстрировали авангардные художники. Здесь же продавали календари, значки, майки и виниловые диски с песнями из «Ассы».
19. Саундтрек фильма Сергея Соловьева вышел отдельной пластинкой, на которую попали ранее запрещенные в СССР рок-группы – «Аквариум», «Союз композиторов», «Браво» и «Кино». Последней песней на пластинке был хит Виктора Цоя «Хочу перемен», который звучал в финале фильма.
20. В 2009 году состоялась премьера сиквела культовой картины Сергея Соловьева – «2-Асса-2», но он не стал таким успешным, как оригинальная лента.
Многие критики считают, что русский рок был легализован в СССР Сергеем Соловьевым в «Ассе», после чего это культурное явление начало распространяться по всей стране.
Но для меня этот фильм не только открыл русский рок, но и стал самодостаточным произведением нового искусства, корни которого уходят во времена Серебряного века и русского авангарда начала XX столетия. Сергей Соловьев соединил в «Ассе» разные жанры и направления культуры, и сделал это гениально, открыв дорогу своим последователям.
А какой ваш любимый фильм из «перестроечного» периода творчества Сергея Александровича Соловьева?