Западнее впадения ручья Сунгирь в р. Клязьма на поле находятся сразу три археологических памятника: всемирноизвестная палеостоянка Сунгирь, мерянский могильник и городище Сунгирь XII в.
На палеостоянке сейчас можно посмотреть только помойку. Планы построить здесь музей, как в Костёнках Воронежской области, так и остались планами. Находки свалили в запасники и организовали только два зала в бывших Присутственных местах (Большая Московская ул., 58) во Владимире.
Городище Сунгирь интересно как фортификационное сооружение.
Городище Сунгирь
На высоком краю левобережной клязьминской гряды, сохранилось кольцо земляных валов древней крепости XII века.
Местные городище называют: Чаша, Дворец, Двор, Добросельский вал. Городище имеет почти овальную форму 80×120 м и окружено валом, а с северной напольной стороны и рвом. Вал лучше сохранился с севера. Место въезда на городище неизвестно.
От грунтовки по высокой траве подходим с севера к укреплению. С севера располагался и посад городища, а до постройки крепости здесь было селище. В 1954 г. раскопки Н.Н. Воронина показали наличие здесь уже в VII в. мерянского селища с признаками постепенного роста славянского населения.
Вероятно крепость у меряно-славянского поселения VII-XI вв. над устьем оврага и излучиной Клязьмы заложил князь Андрей Боголюбский. По материалам раскопок городище опустело только в XIII в.
Попытался двигаться по валу, но это нелегко в высокой траве, а в какой то момент наткнулся на разрыв в вале заросший травой много выше роста человека. Вероятно это остатки шурфа через вал сделанный при раскопках 1954г., который на плане раскопок выше находится возле пометки 1 . Идею обойти городище по валу пришлось отбросить.
Как же поселение из мерянского стало постепенно славянским? Точная история городища Сунгирь неизвестна, но много данных по Ростову, Мурому, Владимиру и другим поселениям северной и восточной Руси. Здесь было несколько факторов:
- славяне переселялись на север из-за набегов кочевников. С начало это были авары, потом половцы, а позже пришли татаро-монголы. Возможно именно после последних запустело даже Сунгирьское городище. Междоусобицы за киевский стол также вызвали отток населения с юга на север в леса, где легче спрятаться.
- славяне освоили трёхполье и могли получать сносный урожай на бедных лесных почвах. Это позволило осваивать даже московский регион с особо бедной почвой, где местное население в основном полагалось на охоту.
- славяне имели большую рождаемость и, благодаря трехполью в землепашестве, лучшую пищевую обеспеченность, что сокращало детскую смертность.
- На примере Ростова можно сказать что жили меря и славяне в одном поселении, но занимали разные его районы (концы). Славяне в XI-XII вв. уже были христиане, а меря верили в своих богов. В результате раздельной жизни разница в уровне жизни славян и меря была особо заметна, а знаний понять причины не было. Меря крестились и становились русскими во всём, т.е. перенимали и принципы хозяйствования, а в результате подымался и их достаток. Но в этом случае меря должен был оставить мерянский конец города и перейти в славянский.
- Славянское население быстро росло и сильно повышалась плотность населения, что приводило к обеднению охотничьих угодий и ещё большему обеднению меря. Желающие сохранить веру в старых богов и, соответственно, живущие по старому с опорой на охоту меря вынуждены были уходить на восток.
Вот так без особых войн в одном государстве шло обрусение земель Северо-Восточной Руси.
А теперь во Владимир.
Город Владимир
В VIII-X вв. на холме, где позже построен Успенский собор, существовал мерянский посёлок. Есть две летописные версии основания города (крепости), в 990 г. и в 1108 г., в первом случае основателем был князь Владимир Святославич (креститель Руси) , а во втором - князь Владимир Всеволодович Мономах (отец Юрия Долгорукого и дед Андрея Боголюбского).
Раскопки на Годовой горе (где Успенский собор) подтвердили наличие города (крепости) только около второй даты, которая указана в Новгородской первой и Львовской летописях. Но не известно занимала в то время Мономахова крепость всю гору или только вершину. Что либо от крепости 990 г., о которой пишут многие более поздние летописи, найти не удаётся. Возможно она находилась не здесь, а западнее - на Спасской горе, или восточнее - ближе к впадению р. Лыбедь в р. Клязьма. Кстати славянское название реки Лыбедь отсылает нас к Киеву и Владимиру Святославичу.
Больше нам известно о крепости Владимир времен князя Андрея Боголюбского, который в 1158-64 гг. к Мономахову (Печернему) городу с запада пристроил Новый или Земляной город, укрепленный деревянной стеной по земляным валам. В местах, где не было естественных обрывов перед валами, прокопали рвы. Самый большой участок крепости без естественных преград оказался на западе Нового города и здесь в 1164 г. возвели каменную воротную башню под названием Золотые ворота. Княжий двор Юрия Долгорукого на Спасском холме и боярские усадьбы рядом оказались внутри Нового города. Ветшаный город с востока Мономахова града по последним раскопкам пристраивал уже младший брат Андрея - Всеволод Большое Гнездо (Великий князь с 1176 по 1212 гг.).
Ниже в галерее макет и схемы крепости Владимир.
Князь Всеволод III, который Большое Гнездо, жил в самом Владимире и построил последнее из домонгольских укреплений города - Детинец. Стена Детинца со стороны обрыва Годовой горы осталась деревянной. С северо-запада возвели белокаменную, аналогичную стенам внутренней крепости в Боголюбово. В Детинец вели ворота в белокаменной башне подобной Золотым воротам Нового города, но поменьше. Фундаменты башни и стены раскопали в 1936 г., но... закопали. Сейчас от былой крепости можно увидеть только валы и храмы.
Дмитриевский собор
- Построен в 1190-х годах, в период расцвета Великого Владимирского княжества Великим князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского (князь Всеволод в крещении Димитрий). Храм, как и г. Владимир, не раз грабили, рушили, жгли - в 1237, 1536, 1719 и 1760 гг., и каждый раз его старательно восстанавливали. На фото в галерее ниже Дмитриевский собор выглядит так, как сразу после постройки (насколько это было реально при таком количестве разрушений). Но Собор был домовым княжеским храмом и через несколько лет после постройки в соответствии с первоначальным планом вокруг храма построили галерею (кроме стороны апстид), лестничные башни и переход в княжеский дворец.
За века внешний вид храма исказился и император Николай I повелел придать собору «первобытный вид». При «реставрации» 1837-39 гг. по невежеству храм лишили лестничных башен и галерей, которые посчитали поздними привнесениями. Ниже в галерее вид храма до "реставрации" и реконструкция внешнего вида храма в XIII в.
В Соборе князь Всеволод III хранил реликвии связанные со своим небесным покровителем Дмитрием Солунским. 8-летним ребёнком в 1162 г. вместе с матерью и братьями он был изгнан Андреем Боголюбским и 7 лет прожил в Константинополе. Боголюбский, изгнав мачеху с детьми, вероятно старался обезопасить себя от заговора бояр с мачехой. В 1168 г. Всеволод Юрьевич вернулся и участвовал зимой 1168/69 года в походе на Киев сына Андрея Боголюбского - Мстислава Андреевича. Всеволод III всегда надеялся на помощь своего покровителя святого-воина Дмитрия Солунского и Дмитриевский собор сделал хранилищем реликвий святого.
Билет в собор стоит 200 р. Ниже видео в Дмитриевском Соборе.
Рядом с храмом у обрыва Годовой горы находится смотровая площадка. Здесь проходил вал и стена Детинца г. Владимир. При выравнивании площадки вал был сдвинут с горы.
Здесь же на Годовой горе в Детинце находится второй древний храм.
Успенский собор
В 1158-60 гг. первый Успенский Собор построил князь Андрей Боголюбский. Через несколько лет храм сгорел и восстанавливал храм уже Всеволод Большое гнездо. Новый князь увеличил собор, в результате чего храм Боголюбского оказался внутри нового собора как в матрешке. Строительство собора Всеволода закончилось в 1189 г.
В феврале 1238 года собор, в котором укрылась великокняжеская семья и духовенство во главе с епископом Митрофаном, татаро-монголы завалили деревом и подожгли. Храм устоял. Росписи восстанавливал в 1408 г. Андрей Рублёв с Даниилом Черным и учениками. Фреска «Страшный суд» их работы.
Если вы во Владимире проездом и у вас очень мало времени, посетите только Успенский собор и можно сказать вы узнали главное. Остальное можно узнавать годами. Билет в Успенский собор г. Владимир стоит в 2024 г. 250 р.
В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Чёрный расписали Успенский Собор и сделали иконостас. Иконостас простоял до приезда Екатерины II, в который она дала деньги на ремонт храма и новый иконостас. Ниже галерея снимков барочного иконостаса времён Екатерины II.
Ниже интересные детали убранства храма и раки князей Александра Невского и Юрия Всеволодовича. В древние века храмы были усыпальницами выдающихся людей. Уже в XIX в. Казанском соборе Питера захоронили полководца М.И. Кутузова.
В Успенском соборе были захоронены владимирские князья, их родные и архиереи. Это кн. Андрей Юрьевич Боголюбский и его сыновья (Изяслав, Мстислав, Глеб), кн. Всеволод III Большое гнездо и его сыновья (Ярослав, Всеволод, Мстислав, Владимир, Константин, Георгий (и вся его семья, сожженная в храме при нашествии монголов), Михаил), кн. Александр Невский (мизинец!!!) и его внук - Борис Даниилович,..... Замучился перечислять. Если заинтересуетесь всем списком - в инете есть.
Видео внутри Собора:
Идем к смотровой точке, где когда то был угол крепости Мономахова града Владимир и сходились валы и стены крепости. Сейчас здесь парк и новодельный памятник.
По парку им. А.С. Пушкина, разбитому на месте срезанного крепостного вала, выхожу в город с территории древнего Детинца города Владимир.
Уже 5 часов вечера. Пора покидать Владимир. Надо успеть доехать до места ночёвки, установить палатку и поужинать. К сожалению посетить всё намеченное не удалось. Смущен, как я так облажался с количеством объектов при уже достаточно большом опыте поездок. Обязательно при случае вернусь во Владимир ещё раз.
р. Киржач
Ночёвка намечена недалеко от трассы и деревни Киржач (не путать с городом Киржач). Здесь река проходит возле границы Московской и Владимирской областей, имеет песчаные берега с сосновым лесом и небольшие выходы известняка, подобного тому из которого строились белокаменные здания Владимира и Москвы.
Нашлось очень эпичное место.
Пора попробовать палатку.
Учитывая достаточно приличный вес (чуть больше 3х кг), пожалуй так себе палаточка, но использовать можно.
Настали сумерки. И вдруг появился сосед. Тихо так хрустит у острова.
Заснял видео с бобром. У меня не часто такие соседи бывают. И не думайте, что бобр не осторожен. Это современные "мыльницы" такие - видят лучше, чем глаза. В действительности невооруженным глазом бобр практически не виден в сумерках.
Утро. Палатка вся мокрая от росы. Приходится ждать пока солнце подсушит синтетику.
Выехал поздно, но к обеду уже был дома. Путешествие выходного дня окончилось. Во Владимире и рядом осталось очень много интересного. Обязательно ещё съезжу.
PS: переборка тормозов помогла. Движение авто стало свободнее, торможение более мягкое. Был замечен некоторый недостаток: на обратном пути в пробке на МКАДе при подтормаживании нагретые колодки немного подгуживали (низко гудели) - вероятно материал колодок не идеальный. Бум посмотреть.
Если статья вам понравилась и вам по душе путешествия по Истории или просто автопутешествия, прошу подписаться на канал.