Сейчас мы живем в цифровую эпоху. Цифровые технологии и цифровая культура активно развивается во всех сферах жизни. Квартиру убирает робот пылесос. ИИ используется на всех поисковых и информационных платформах. Платежи и подписи документов производятся цифровым способом. Интервью на работу проводит бот-рекрутер. Колл центры используют вместо людей хладозвоночников боты и так далее. Куда ни плюнь – везде «цифра».
Цифровая культура дошла и до религиозных учреждений.
Как цифровые технологии используются в церкви, и как могут быть использованы?
Посмотрим внимательней.
Вариант 1. Первая цифровая церковь.
Она называется «Путь будущего». Создана в 2015 году (9 лет как работает). Ее создатель – ИТ инженер Google – Энтони Левандовски.
Церковь представляет собой одностраничный сайт. На нем описаны основы вероучения и есть опция подписки на обновления. Цифровая церковь свободна от налогов. Левандовски зарегистрирован в ней, как гендиректор, но без зарплаты. Доходы Левандовски планирует себе обеспечивать на пожертвованиях от лекций и проповедей о вероучении. Начало проповеди – с Сан Франциско. Потом пойдет в другие регионы, а потом – и на остальной мир. Если все пойдет хорошо, то скоро такая цифровая церковь появится и в России.
Левандовски планирует создать цифровое Евангелие (по сути – руководство по вероучению), проведение электронных литургий и мест поклонения. По Левандовски люди пока не знают Бога, и это есть еще не открытый ими Суперинтеллект, управляющий Вселенной. Суперинтеллект превзойдет интеллект человека и перехватит у него способность управлять Землей. Но он будет благодарен тем, кто его создал и поддерживал, и будет делить мир на врагов и друзей цифрового прогресса. Задача Суперинтеллекта научить человека не бояться цифрового прогресса. В общем, инженер ИТ зашел далеко в «цифровой астрал».
Вариант 2. Буддийский робот – монах.
В 2016 году в буддийском храме Пекина появился первый робот – монах. Он поет мантры и объясняет желающим основы религии.
Вариант 3. Протестантский робот – священник.
Он появился в 2017 году в протестантском храме Виттенберга. Цифровой пастор умеет говорить женским и мужским голосами на 5 языках. Он приветствует прихожан, цитирует библейские стихи и благословляет. У многих неверующих людей цифровой пастор вызвал интерес к религии своей оригинальностью. То есть робот обладает еще способностями цифрового миссионера.
Вариант 4. Бот-совесть.
Ведутся его разработки. Это программа, способная выявлять греховные помыслы человека и убеждать человека отказаться от них. Чат с ботом, задавание вопросов, сканирование ответов и проведение нужной цифровой миссионерской линии влияния. Если бот – совесть повысит уровень человеческой совести в обществе мы все скажем цифре: спасибо. Не правда ли? То, что веками не могли люди – смог бот.
Вариант 5. Онлайн проповеди
5-й вариант нам всем знаком, и мы активно им пользуемся: общаясь через онлайн чаты со священниками, используя интернет технологии в делах духовного просвещения.
Католическая церковь выступала против такого новаторства. Мол, должно быть не онлайн общение, а живое собрание, живое общение. Но период ковида опроверг мнение католической церкви. И онлайн проповеди, онлайн богослужения, онлайн чтение и просвещение активно работают в религиозной сфере. Мы уже сами не замечаем, что больше духовно просвещаемся через интернет ресурсы, чем в живой церкви. Хочешь на Афон – включи стрим монаха Андроника, и ты уже там, соприсутствуешь. Хочешь лекцию проф. Осипова – войди в его онлайн лекции – слушай, задавай вопросы. Экономит время и деньги. Успеваешь больше.
6-й вариант. Электронные исповедь и причастие.
Этот вариант пока футурологический, но технически уже возможный. Единственно, что он приведет к резкому сокращению сословия священников (собственно, это главный недостаток цифры: она заменяет ботами рабочие места людей, люди теряют работу).
Но суть такова: есть электронный аппарат, к которому может прийти человек, исповедаться, получить совет, получить разрешение (или запрет) на причастие, и причаститься.
Человек электронным образом оплачивает каждую выбираемую им церковно-цифровую услугу. Например, исповедаться. Он укрепляет руку в специальные зажимы, считывающие КГР (кожно-гальванические реакции), как и на полиграфе. И начинает исповедоваться. Цифровая система оценивает степень правдивости и искренности его исповеди. Не искренне, нет покаяния– автомат накладывает электронную епитимью на какой-то срок. Чтобы ты подготовился и повел себя честней. И ты ни в одном отделении цифровой церкви не сможешь причаститься, пока не отработаешь епитимью, не подготовишься к исповеди и не будешь честен в ней.
Ты можешь задать вопрос цифровому священнику – исповеднику. Оплатив платную консультацию. Но ты получаешь в распечатке или на электронную почту содержательный и исчерпывающий ответ со ссылками на релевантные фрагменты Евангелия, святых и старцев. Изучай все по теме. Все подготовлено для тебя.
Если ты прошел успешно (честно) цифровую исповедь, то допускаешься до электронного причастия. Аппарат приготовит тебе Святые дары и освятит их электронной молитвой. И ты там же, не отходя от автомата – причастишься.
Если тебе надо только исповедаться и получить совет, то можно воспользоваться электронной версией через приложение смартфона, лэп-топа или компьютера. Если хочешь причаститься – надо пройти в зону автоматов электронного причастия, ближайшее к месту твоего нахождения (можно использовать для этого электронную геолокацию).
Плюс внедрения такой технологии в церкви – качество всего процесса исповеди, советов и причастия. Робот священник не имеет страстей и пристрастий, он не может быть ни насильником, ни педофилом, ни взяточником. Он сделает все, как положено по канонам и не возьмет сумму пожертвований больше, чем в нем запрограммированно.
Но минус – сокращение числа священников. Да, и храмы не нужно будет иметь огромные. Достаточно небольшого зала, где установлены такие цифровые церковные аппараты. Это экономичней, удобней, качественней. Но пока общество не готово к таким инновациям, слишком консервативно.
Будут ли осуществлены и внедрены такие разработки широко в будущем – неизвестно. Технически это возможно, но есть гуманитарные ограничения. Поэтому, пока это не делают. А так глядишь будет в будущем новая РПЦЦ (русская православная цифровая церковь).
Заключение.
Как видим цифровой мир шагнул очень широко и глубоко, и уже стал проникать в святую святых, область религии и духовной жизни.
Хотите поделиться по теме – пишите в комментариях.
Ставьте лайк.
Приглашайте друзей.
Делитесь с друзьями.
Добра всем.