Найти в Дзене
Мысли юриста

Срок вступления в наследство дочка пропустила, так что в иске - отказать.

очаровательные коты Рины Зенюк
очаровательные коты Рины Зенюк

Валентина вышла замуж за Михаила почти сразу после школы, как только ей исполнилось 18 лет. Михаил был старше ее на 9 лет. Взрослый, самостоятельный, с квартирой.

Брак продержался два года. Валя ждала, что он, как папа, будет ей помогать, жалеть. А он требовал порядка, обедов. А Валя даже и готовить-то толком не умела мама всегда готовила. Да тут еще и ребенок родился. В общем, взяла Валентина ребенка, дочку, да и ушла к родителям, а потом они вообще переехали в другой город.

Маленькая Танечка с отцом не общалась, хотя пару раз приезжала к родным мамы, познакомилась с родственниками отца, а когда выросла, общение ограничилось поздравлениями с праздниками – с Новым годом, да 8 марта. Ну и папу с 23 февраля. Все.

Михаил через пару лет женился:

- Лада, мама, у меня сын родился! – звонил он сестре.

- Радость-то какая, - вздохнули женщины.

Сын у Михаила рос умницей, обожаемый мамой, любимец папы.

- Папа, а Таня кто?

- Сестра твоя, моя дочь от первого брака.

- Бабушка нас познакомила, но она общаться со мной не захотела, обозвала меня некрасиво.

- Ты внимания не обращай.

Жена Михаила сказала:

- Я матери твоей позвонила, попросила больше сына с Таней не знакомить. Что это за новости – обзывать мальчишку.

- Я уже тоже говорил. Да ей просто обидно, что у нашего и мама, и папа, и все любят. А она живет с матерью, у Вальки то ли пятый, то ли четвертый муж, еще там дети какие-то. Она просто завидует.

- Но мне от этого не легче. Сына я ей обижать не дам.

Дети между собой не общались, да и бабушка Татьяну привечать не стала – хамоватая девочка была совершенно чужой.

Шли годы, ушла из жизни супруга Михаила, а через год не стало сына. Заболел он, и «сгорел» от болезни буквально за несколько месяцев.

Михаил был просто раздавлен потерями. Очень его поддержали мать и сестра, были рядом. Да и жена сына навещала, горе его разделяла. Михаил стал выпивать, болеть.

- Мишенька, ложись в больницу.

- Хорошо, - равнодушно отвечал он.

Врач качал головой:

- Он просто не хочет жить. Бывает, когда нет желания, медицина тут бессильна. Там все не так страшно со здоровьем, там в голове все его проблемы.

Миша передвигался плохо, в основном на костылях.

- Не дергайте меня, - попросил он сестру и мать. – Дайте дожить свой век так… Нет смысла больше быть на этом свете, душа болит, к сыну и жене я хочу.

Его не стало через два года.

Сестра и мать похоронили Михаила.

Лада позвонила его дочке:

- Таня, папа умер.

- Ну умер и умер, а я-то что могу сделать?

- Ты можешь на похороны приехать.

- Да ну, еще деньги вкладывать. Родня говорит, что выпивал он в последнее время, еще и долги гасить заставят. Нет, на похороны не поеду, вы там как-нибудь сами.

В наследство вступала сестра. Наследником первой очереди были мать и Татьяна, но дочка не заявила своих прав, а мать отказалась от наследства в пользу Лады.

*от автора – повторюсь в 100500 раз – так можно. Статья 1158 Гражданского кодекса РФ предусматривает такую возможность, и определяет круг лиц, в пользу которых можно отказаться.

Лада унаследовала за Михаилом квартиру, гараж, машину и деньги на расчётных счетах. Сама не ходила – дочери доверенность выдала, та все оформила, да и продала по просьбе матери.

Татьяна позвонила своей родне, та и сказала:

- А ты чего за отцом в наследство-то вступать не стала?

- Так пил он, говорят. Кто его знает, какие долги.

- Никаких долгов. Ладка-то, тетка твоя, хорошо отхватила: квартиру, машину, гараж, деньги.

Татьяна позвонила тетке, но та сказала:

- Все наследство получено и продано, жена сына Михаила получила имущество, выкупила. Так что тебе ничего не полагается.

- Да я дочь!

- А где ты была раньше? Миши уже полтора года как нет, а ты только проснулась.

И подала Татьяна иск в суд. Погулял иск по судам, пока те выяснили, который должен рассматривать, и только через год началось рассмотрение дела. Татьяна заявляла:

- Да я узнала о смерти отца, только когда тетке позвонила, через полтора года. До этого болела – была операция, сидеть не могла. Вот документы – о лечении, вот приказ от работодателя о переводе на удаленку, по состоянию здоровья.

В суде была Лада, которая возражала:

- Знала Татьяна, что отец умер. Я ей звонила, вот распечатка звонков из архива. Хоронить отказалась, участвовать материально тоже. Прошло полтора года, и она решила заявиться на наследство. Мы уже все продали, моя дочь все наследство оформила на меня по доверенности бегала, да потом жене сына Михаила все продали.

- Нет, я не знала ничего. Меня маленькую увезли, и я вообще далеко жила от них, ничего не знала, ни с кем не общалась.

Суд в иске Татьяне отказал.

Являясь дочерью наследодателя, при наличии интереса, участвуя в жизни отца, истец могла своевременно узнать о времени и месте открытия наследства и, соответственно, реализовать свои наследственные права путем обращения с заявлением о принятии наследства в предусмотренном порядке и в установленный законом срок, чего сделано не было. Нежелание лиц, претендующих на восстановление срока для принятия наследства, поддерживать родственные отношения с наследодателем, отсутствие интереса к его судьбе не отнесено к уважительным причинам пропуска срока для принятия наследства. Данное обстоятельство носит субъективный характер и могло быть преодолено при наличии соответствующего волеизъявления истца.

- Они могли сообщить нотариусу, что дочка есть, могли не вступать в наследство, - кричала Татьяна.

- Да мы никогда не говорили и не писали, что нет других наследников, что мы единственные, - парировала Лада.

Суд на это ответил, что

….действующее законодательство не возлагает на наследника обязанности сообщать нотариусу сведения о других наследниках, в материалах наследственного дела заявлений Лады и ее матери об отсутствии иных наследников не имеется, обращение с заявлениями о выдаче свидетельств о праве на наследственное имущество последовало спустя 7 месяцев со дня открытия наследства…

Обжаловала Татьяна это решение. Но ничего не добилась, отказано ей было.

Лада же спокойно сказала:

- Мама, мы правильно переписали квартиру на жену сына Михаила, правда, через договор купли-продажи, но так хоть без налога. Он сам так хотел, и мы выполнили его волю.

- Да, дочка, все в могилу не заберешь, мы сделали как Миша и хотел. Он боялся, что завещание Татьяна оспорит, вот и подбросил нам проблем. Ну ничего, все решили так, как решили.

*имена взяты произвольно, совпадения событий случайны. Юридическая часть взята из решения суда, которое я публикую на премиум канале.

Премиум канал – это ДОПОЛНИТЕЛЬНО. Основного канала не касается.

Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.