Найти в Дзене

Джорджа Мелони в Пекине: ухабы взаимодействия и призрак «тайваньского вопроса»

Вслед за Макроном и Шольцем в Китае побывала итальянка из Рима

2 августа завершился пятидневный официальный визит премьер-министра Италии Джорджи Мелони в Китайскую Народную Республику, включавший встречи с председателем Си Цзиньпином, премьером Госсовета КНР Ли Цяном, председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Чжао Лэцзи, выступление на форуме предпринимателей, открытие выставки о знаменитом венецианце Марко Поло, экскурсию в сопровождении главы китайского государства по Запретному городу, а также участие в традиционном гастрономическом представлении. Согласно информации официального Рима, рассматривались «приоритетные темы международной повестки дня, от войны на Украине до рисков дальнейшего обострения ситуации на Ближнем Востоке», а также ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе и тема возможного реформирования Совбеза ООН. В свою очередь, председатель Си напомнил, что Китай и Италия находятся на противоположных концах древнего Шелкового пути, и в условиях нынешних кардинальных изменений, имеется всего два сценария: либо идти к прогрессу вместе с другими, либо по отдельности – к регрессу.

-2

Одним из итогов переговоров стало подписание двустороннего соглашения об экономическом сотрудничестве с явным акцентом на возобновляемые источники энергии и стимулирование роста традиционно одного из «локомотивов» итальянской промышленности – автомобилестроения, явно переживающего не лучшие времена. Другие направления сотрудничества, имеющего по балансу экспорта и импорта серьёзный перекос в сторону КНР, как и в случае с Турцией, и многими другими странами, – судостроение, авиация и космонавтика, высокие технологии, включая искусственный интеллект. Экспрессивная итальянка вещала о необходимости укреплять партнерство с Пекином и развивать «более эффективное» двустороннее торгово-экономическое сотрудничество, включая заявленное намерение подписать с Китаем трёхлетний план действий относительно новых форм двустороннего взаимодействия.

-3

Напомним, в конце прошлого года «правое» правительство Мелони, следуя увещеваниям Вашингтона и Брюсселя, вышло из макрорегиональной китайской транспортно-инфраструктурной инициативы «Один пояс – один путь» (ОПОП), отринув подписанный в 2019 г. меморандум и сделав акцент на развитии двусторонних взаимосвязей параллельно попыткам активизировать диалог с Тайбэем (административный центр мятежного Тайваня) к вящему неудовольствию Пекина.

Некоторые итальянские наблюдатели полагают, что иностранное, особенно европейское, участие в выдвинутой в 2013 году китайской инициативе могло бы стимулировать более активные политико-дипломатические действия по возвращению острова «в родную гавань». Соответственно, декабрьский демарш Рима расценивается как косвенное сдерживание планов КНР в отношении непризнанной «Китайской Республики». Разумеется, в Китае не в восторге от этого шага итальянцев, но от излишне резкой критики воздерживаются, опасаясь, видимо, более активного развития связей ЕС с Тайбэем.

Расшаркиваясь в Пекине, Мелони и её правительство не забывают о Тайване в самом буквальном смысле этого слова. Так, с 2022 года отмечается рост взаимного товарооборота; появляется информация о поставках на остров товаров двойного назначения (не только из Италии) и об инвестициях на Тайвань через «офшорную» миниатюрную республику Сан-Марино. В октябре 2023 г. в Милане открылось второе после давно работающего в Риме «полуофициальное» представительство Тайваня (ещё подобного рода офисы издавна действуют в Великобритании, Швейцарии, Германии и Франции). В июне 2023-го де-факто глава тайваньской дипломатии МИД Джозеф У наведался в Италию, а также в Польшу, Чехию, Бельгию, где беседовал с дипломатами, представителями торгового и инвестбинеса. Вероятно, по итогам этих и иных встреч подписан ряд контрактов, подробности которых официально не сообщаются.

По имеющейся информации, не подтверждённой и не опровергнутой официально, тайваньские военные эксперты недавно ознакомились с системой обороны отдалённых южных итальянских Пелагских островов и острова Пантеллерия (невдалеке от Ливии, Туниса и Мальты). Можно предположить, что гостей интересовали вопросы обороны островных территорий в неспокойном регионе: напомним, Тайбэй контролирует у побережья КНР 7 небольших островков, которые при определённом стечении обстоятельств вполне могут стать очагом военной эскалации в Тайваньском проливе.

Официальный Рим не поддерживает дипотношений с Тайванем с ноября 1970 года, однако развитие итало- и в целом европейско-тайваньских взаимосвязей пока не встречает жесткой официальной реакции со стороны Пекина, где очевидным образом не заинтересованы в обострении отношений с Европой на фоне всё более агрессивных поползновений со стороны Вашингтона и Токио, инициирующих в Азиатско-Тихоокеанском регионе различные антикитайские альянсы.

Явно недоброжелательной риторики не в состоянии скрыть и освещающие визит Мелони западные средства массовой пропаганды. Так, по оценке агентства Bloomberg, «обещая Италии выгодные условия двусторонних отношений, Китай разжигает напряжённость между членами ЕС, который, следуя за США, стремится к более жёстким торговым отношениям с КНР. Выделив Мелони и Орбана – наиболее видных лидеров ЕС – Си Цзиньпин играет на линии разлома, проходящей через европейскую политику». Отмечается также, что Италия «не является активным сторонником ответных мер против того, что европейцы называют несправедливыми субсидиями Китая (речь идёт о стимулировании роста демпингового экспорта из КНР в ЕС, растущее субсидирование работы китайских предприятий в ЕС и др. – Прим. авт.). Поэтому велика вероятность того, что, по мнению Пекина, Мелони можно склонить на свою сторону, чтобы смягчить общую позицию ЕС».

-4

По мнению научного сотрудника МГИМО МИД России Елены Масловой, «Мелони пытается вести двойную игру: ее выход из меморандума с КНР можно рассматривать как лояльность США и верность евро-атлантическим ценностям, но одновременно она хочет взаимовыгодного партнёрства с Китаем». Необходимость хотя бы как-то поддерживать на плаву то, что осталось от национальной индустрии, похоже, диктует некоторую перенастройку балансов. «Политическая поддержка взаимоотношений необходима для поощрения китайских компаний инвестировать в Италию, отмечает главный исполнительный директор Роберто Вавассори, председатель ANFIA (Итальянская ассоциация автомобильной промышленности). – Но пройдет некоторое время, прежде чем мы сможем привнести китайский опыт в Италию. Теперь очередь наших компаний подготовить почву для этого. Поездка была очень позитивным шагом». По словам Вавассори, «в рамках нового партнерства мы хотим перенести производство автомобилей в Европу, особенно в Италию, чтобы иметь новые источники энергии и разрабатывать электромобили». Скорее всего, речь идёт о частичном возврате из Поднебесной в Италию ряда автосборочных производств из страны на Апеннинах, обосновавшихся в КНР ещё в первой половине 1980-х годов ввиду дешевизны местной рабочей силы и географической близости азиатских экспортных рынков. Вместе с тем затраты по обеспечению этих производств местными кадрами и рабочей силой растут, что снижает их рентабельность. Другая причина ухудшившегося положения – растущая конкуренция со стороны автопроизводителей Японии, Южной Кореи и их смежников из Малайзии, Таиланда и Тайваня.

Похоже, экстравагантная госпожа Мелони придерживается аналогичного мнения: китайские инвестиции в Италию «ныне составляют треть по сравнению с итальянскими инвестициями в Китай. Нужно восполнять этот пробел», заявила она на пресс-конференции в Пекине. При этом вышеупомянутый выход Рима из китайского проекта «Пояса и пути», похоже, под сомнение не ставится: «Италия использует другой инструмент в отношениях с Китаем: основное внимание уделяется двустороннему партнерству, а инициатива "Один пояс – один путь" больше связана с конкретным проектом в рамках внешней политики Китая с более широким и глобальным охватом», – отмечает доцент кафедры китайских исследований Университета ЛУИСС из Рима Сильвия Менегацци.

-5

В ходе переговоров с Мелони председатель Си призвал итальянцев «придерживаться духа Шёлкового пути и развивать двусторонние отношения с исторической, стратегической и долгосрочной точек зрения. Китай надеется, что Италия поймет и поддержит его философию развития и сыграет конструктивную роль в продвижении диалога и сотрудничества между КНР и ЕС, а также в содействии позитивному и стабильному развитию отношений между Пекином и Брюсселем». Впрочем, судя по неоднократным эпизодам не вполне адекватного поведения действующей главы итальянского правительства, отнюдь не «дух Шёлкового пути» витает над Вечным городом, а нечто явно более забористое, навеянное холодными ветрами Атлантики. Наверняка сбалансированное развитие взаимовыгодных и торгово-экономических связей отвечало бы интересам обеих сторон. Однако специфический генезис и не вполне самостоятельная, мягко говоря, политика действующих итальянских властей (ярко проявляющаяся в том числе в беспрекословном следовании антироссийским санкциям и поддержке режима Зеленского) едва ли будет способствовать усилиям Пекина использовать Рим в качестве «моста» в Брюссель.

Дмитрий Нефёдов