Как зарождалась легенда.
Свои истоки популярная ныне Mazda3 берет в далеком 1963 году, когда на свет появилась Mazda Familia (на разных рынках Mazda 323, Mazda Protege, Mazda Astina). Долгое время эта модель была главным олицетворением японской компании.
Первая Familia была двухдверным коммерческим универсалом и называлась Familia Van. Спустя год на свет появился седан, который продавался на других рынках под названием Mazda 800. Оба автомобиля оснащались 4-цилиндровым двигателем объемом 782 см3. Позднее, в 1965 году, появились мотор объемом 985 см3 и кузов купе.
В 1967 году было представлено второе поколение Mazda Familia (Mazda 1000). Под капотом новинки располагался 987-кубовый 4-цилиндровый мотор, а позднее на основе этой модели появилась роторная Mazda R100. Спустя некоторое время на «Фамилиях», идущих на экспорт, стали устанавливать моторы объемом 1169 см3, а в 1970 году Mazda выпустила обновленную модель с новым 1,3-литровым двигателем и видоизмененным внешним видом.
Третья генерация Familia Preso, оснащенная двигателем объемом 1272 см3, появилась в 1973 году. На многих рынках, например, в Новой Зеландии и Австралии, эта модель продавалась под названием Mazda 808. Однако из-за того, что в некоторых странах трехзначное обозначение моделей с нулем посередине было забронировано для автомобилей Peugeot, японцы продавали Familia как Mazda 818. Третье поколение выпускалось в кузовах седан, универсал и купе и оснащалось моторами объемом 1,3, 1,5 и 1,6 литра.
В 1977 году в компактном классе на смену 818-й модели пришла Mazda GLC (Great Little Car). Новинка предлагалась в 3- и 5-дверных вариантах в кузовах хэтчбек и универсал. Mazda GLC оснащалась тремя двигателями объемом 1,0, 1,3 и 1,4 литра мощностью 45, 63 и 70 л.с. соответственно. Выпуск четвертой генерации модели продолжался до 1980 года, а автомобиль в кузове универсал продержался на конвейере на пять лет дольше, претерпев в 1981 году небольшой фэйслифтинг. Более привычное для нашего слуха название Mazda 323 первое время использовалась для моделей, идущих на экспорт.
В 1980 году появился абсолютно новый автомобиль Mazda
BD 1051
Familia. Это был первый автомобиль Mazda, построенный на платформе Golf-класса и имевший переднеприводную компоновку. Mazda
Familia была разработана совместно с концерном Ford и выпускалась также под названием Ford Laser. Пятое поколение Familia комплектовалось двигателями объемом 1,1, 1,3 и 1,5 литра мощностью 55, 68 и 75 л.с. Кроме того, автомобиль, оснащенный 1,5-литровым мотором, имел и более мощную версию, развивавшую 85 л.с. На японском рынке были доступны только две самые мощные 1,5-литровые версии. А для гурманов продавалась Familia XGI Turbo R, оснащенная турбонаддувом.
Mazda Familia/323 шестой генерации имела много отличий. С 1985 года новинка выпускалась в кузовах хэтчбек и седан, а спустя год появился и универсал. На азиатском рынке продавался полный двойник «Мазды» Ford Laser, отличающийся только решеткой радиатора. В 1991 году на базе Mazda 323 был построен ставший популярным автомобиль Ford Escort. Шестое поколение Mazda 323 выпускалось до 1989 года, а универсал с перелицованным передком производился вместе со следующим поколением модели до 1995 года. Производство Mazda 323 шестого поколения в Южной Африке велось до 2003 года. В зависимости от рынка сбыта и комплектации автомобиль комплектовался одним из 8 вариантов двигателей, передним или полным приводом, а также механической и автоматической КПП.
Автомобиль Mazda Familia образца 1989 года выпускался в трех кузовах (седан, хэтчбек, универсал) и комплектовался передним или полным приводом. Линейку моторов составляли три бензиновых агрегата объемом 1,3, 1,5 и 1,6 литра, 1,7-литровый дизель и мотор объемом 1,8 литра, подготовленный для работы на газе. Специально для рынка Северной Америки седан переименовали в Mazda Protege (хэтчбек продавался под прежним названием Mazda 323). Главными соперниками Protege выступали Honda Civic и Toyota Corolla. Топовая комплектация Mazda Protege LX отличалась 125-сильным мотором, спортивной подвеской и дисковыми тормозами всех колес. Начиная с этого поколения, на 323-й начали появляться поднимающиеся фары.
Следующее поколение Mazda 323/Familia, появившееся в 1994 году на рынке США, было комфортабельным четырехдверным седаном с просторным салоном и неплохим оснащением. В свою очередь пятидверный хэтчбек и четырехдверный седан с дверьми без рамок и другим оформлением кузова реализовывались в Японии как Mazda Lantis, в Австралии и Южной Африке — как Mazda 323 Astina и в Европе — как Mazda 323F. Эти модели были созданы на отличной от других 323-х моделей платформе, дизайн кузова был разработан специалистами Porsche. Они оснащались 1,5-литровым 16-клапанным мотором мощностью 89 л.с. и 114-сильным двигателем объемом 1,8 литра. Также в Европе продавалась трехдверная версия Mazda 323C, которая комплектовалась двигателями объемом 1,3 и 1,8 литра мощностью 75 и 114 л.с.
Летом 1998 года состоялась премьера 10-го поколения модели, получившего название Mazda Familia BJ. Новинка выпускалась в кузовах седан, универсал (в США и Канаде Protege5), а также 3- и 5-дверный хэтчбек. Предлагались 4-ступенчатая автоматическая и 5-ступенчатая механическая коробки передач. В качестве опции был доступен и полный привод. Седан и 5-дверный хэтчбек были построены на платформе более крупной Mazda 626. Также на базе 10-й Familia был создан популярный минивэн Mazda Premacy.
РЕКЛАМА
В 2003 году Mazda пошла на кардинальные изменения. Из прежнего названия модели было выброшено все лишнее. В результате модель стали называть просто и лаконично – Mazda3 (Mazda Axela в Японии). Новинку начали выпускать в двух типах кузова – пятидверные седан и хэтчбек. Гамма моторов для российского рынка состояла из двух четырехцилиндровых бензиновых «четверок» объемом 1,6 и 2,0 литра мощностью 105 и 150 л.с. соответственно. 1,6-литровая модификация была доступна с 5-ступенчатой механикой или 4-диапазонным «автоматом». Первые три года Mazda3 с мотором 2,0 литра комплектовалась только 5-ступенчатой МКПП. В 2006 году устаревшую трансмиссию заменили на 6-скоростную, а с 2008 года появилась альтернатива «ручке» в виде 5-ступенчатой АКПП.
Для любителей погорячее в 2006 году появилась заряженная версия Mazda3 MPS, под капотом которой разместился 2,3-литровый турбомотор, выдающий 260 л.с. До 100 км/ч МПС-ка разгоняется за 6,1 секунды, а максимальная скорость составляет 250 км/ч.
а время своего существования первое поколение Mazda3 разошлась тиражом более 2 млн экземпляров. Появившись в России, стильные хэтчбеки и седаны сразу же стали бестселлерами, а очередь за «матрешками» у дилеров достигала 8 месяцев. Даже сейчас, когда на вышла новая генерация модели, на вторичном рынке первая Mazda3 не теряет своей популярности.
В Европе для Mazda3 предлагается еще и пара очень неплохих дизелей. Первый – 1,6-литровый мотор – плод совместной разработки Ford Motor и PSA Peugeot Citroen выдает 109 л.с. и работает в паре с 5-ступенчатой МКПП. Второй дизель объемом 2,2 литра в зависимости от модификации развивает 150 или 185 л.с. (360 или 400 Нм крутящего момента). Вне зависимости от модификации 2,2-литровый мотор на тяжелом топливе агрегируется только с 6МКПП. Кроме того, предлагается и заряженная версия Mazda3 MPS. Под ее капотом все тот же 260-сильный турбомотор мощностью 260 л.с.